Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Таможенный союз: pro и contra

"Новая шоковая терапия" - вступление Киргизстана в ТС: закрытый ситуационный анализ

…Общая константа участников ситуационного анализа заключается в согласии с тезисом о том, что альтернативы интеграции стран постсоветского пространства не существует. Формирование "национальных государств" как основных субъектов человеческой истории было связано с зарождением и оформлением индустриальной формации, именно национальное государство стало квинтэссенцией индустриальной модели развития. Оно исчерпало ресурсы для своего воспроизводства по мере перехода общественного развития - в его глобальном измерении - в новую стадию: постиндустриальную. Постиндустриальные виды деятельности, да и развития в целом, вышли за рамки существующих национально-государственных границ. Стремительно растущая глобальная конкуренция не оставляет выбора между сохранением суверенитетов в формате интеграционного альянса ("Евразийский проект"), либо его, суверенитета, полной потерей и подчинением программам "управляемых конфликтов" и геополитического проектирования, далекого от национальных интересов стран региона ("Большая Центральная Азия", "Большой Ближний Восток", "Новая Южная Азия", "Независимый Курдистан", "Восточный Туркестан" и т.п.).

Вопрос должен ставиться о другом: о механизмах, принципах и алгоритмах реализации евразийских интеграционных проектов, начальным из которых является, без сомнения, Таможенный союз.

Именуемая евразийской, эффективная интеграция России с Казахстаном и Средней Азией возможна лишь в среднесрочной политической перспективе, если вести речь о неких эффективных показателях интеграции, что подразумевает под собой наличие большого ряда не только экономических, но и политических консенсусов. Более того, исходя из указанного тезиса, важно разделить территории интеграции, что приводит к простому выводу: ни в России, ни в Казахстане (который, к слову, является стратегическим партнером Российской Федерации), ни в Средней Азии нет понимания - что же такое качественная интеграция. Активное политическое декларирование быстрого расширения Таможенного союза и уже в быстрой перспективе - Евразийского союза, за счет простого присоединения Киргизии, Таджикистана, а также Украины, - тому подтверждением.

Простейший анализ показывает, что в случае вступления Киргизии в Таможенный союз, заградительные пошлины повысят конкурентоспособность киргизских товаров в сравнении с китайским импортом. Правда при проблемной киргизской границе, что обусловлено недопустимой слабостью и коррумпированностью всех государственных институтов КР, сразу возникает вопрос: смогут ли пошлины ограничить контрабандные потоки? Ответ однозначен: заградительные пошлины на внешней (для ТС) границе КР будут иметь смысл только при присутствии на этой границе таможенников и пограничников из других стран ТС.

К положительным эффектам обычно относят также то, что вступление в ТС сделает рентабельным размещение объектов промышленности и сельского хозяйства на территории Киргизии. Отсутствие внутренних таможенных пошлин, единые фитосанитарные и технические стандарты должно привести к тому, что производитель из Киргизии получит доступ на рынки России, Казахстана и Белоруссии. Многие эксперты также обращают внимание на перспективу дальнейшего вхождения страны в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Несомненным положительным результатом выглядит перспектива свободного перемещения капиталов, инвестиций, а для Киргизии, в первую очередь - рабочей силы.

Положительный эффект для совокупных счетов национального производства от вступления в ТС, если выстроить приоритеты, выглядит следующим образом:

1. Свободное перемещение рабочей силы в ТС (до 2 млн. граждан Киргизии).

2. Позитивные условия для развития сельского хозяйства (если сделать его в Киргизии т.н. "зелёным"). Это - перспектива т.н. "рекреационной" экономики. Вторая по значимости и перспективам статья экспорта КР на рынки ТС - продукция агропромышленного комплекса с упором на экологически чистые продукты. В случае устранения барьеров на границе Киргизии с Казахстаном перед киргизстанскими производителями откроются не только освоенные ранее рынки Алма-Аты и Алма-Атинской области, но и Центральный Казахстан, Урал и Сибирь. Снятие таможенных и пограничных препятствий может послужить хорошим стимулом для развития сельского хозяйства в КР, особенно с учетом экспансии банков из финансово состоятельных стран ТС (РФ, РК) в сегмент кредитования с/х и лизинга с/х техники.

3. Дальнейшее развитие и рост легкой промышленности, экспортные возможности которой даже в последние кризисные годы выросли (по остальным отраслям экономики КР однозначно присутствует только снижение, по ряду отраслей - ниже критических уровней (см. приложение).

4. Развитие туризма. Индустрия туризма КР также выиграет от вступления в ТС, значимо увеличится поток платежеспособных туристов и инвестиций в сектор, хотя многое будет зависеть от осуществления грамотной маркетинговой политики государства.

5. Горнорудная промышленность не будет доминировать в экспорте КР в страны ТС. Скорее всего, будет найден баланс интересов между "старыми" инвесторами из Китая, Канады, других стран, уже имеющих интересы в горнорудной промышленности КР и потенциальным интересом "новых" инвесторов из числа компаний стран ТС. В этой связи особый интерес вызывает специализация и кооперация КР по некоторым комплексным проектам горной металлургии в РФ, включая атомную промышленность.

Среди негативных моментов экспертами названы:

1) Понимая необходимость вступления в Таможенный союз в долгосрочной перспективе, необходимо осознавать, что это окажется чрезвычайно болезненным в краткосрочном плане (новая "шоковая терапия"). Средняя ставка таможенных пошлин должна будет вырасти до 10%, что сделает китайский реэкспорт значительно менее выгодным и уменьшит таможенные сборы почти на треть.

2) Канал реэкспорта на льготных условиях ВТО будет перекрыт на границе Казахстана в случае затягивания решения вопроса вступления в ТС. Но даже при вступлении в ТС это негативно повлияет на значительный слой торговцев, которые реэкспортируют 70% китайских товаров.

3) Повышение таможенных пошлин будет нарушать обязательства Киргизии перед ВТО, что приведет к колоссальным компенсационным штрафам, для выплат которых у КР отсутствуют какие-либо ресурсы. Необходимо отрабатывать новые протоколы с ВТО почти по 6 тысячам товарных позиций.

4) Одно из наихудших последствий социального характера - многократный рост цен на китайскую продукцию повседневного спроса, рост розничных цен в связи с поставками более дорогой продукции стран ТС. В этом плане необходимо изучение негативных последствий ТС для Казахстана [...].

Многие производства в Киргизии, в связи с вступлением в ВТО (1998 г.), и массированным входом на рынки китайских товаров (поддержанных льготной налоговой политикой китайских властей, не случайно, например, хозяин "китайского" рынка "Таатан" в Бишкеке получил в 2012 г. одну из высоких государственных наград КНР за продвижение китайских бизнес-интересов), фактически утрачены. Поэтому использование условий ТС для восстановления национального производства на первом - прогнозируемо продолжительном - этапе будет воспользоваться трудно.

5) Вступление Киргизии в ТС есть не экономическая, а политическая задача, что может отрицательно сказаться на судьбе Евразийского экономического союза. Поэтому форсированный характер процесса, когда выставляют требования завершить процесс уже к концу 2013 г., является угрозой не только для самой Киргизии, но и для ТС в целом. Экономика Киргизии едва составляет 0,5% от экономики России, поэтому не интересует российские экономические круги. Покупательная способность населения Киргизии для бизнес-кругов РФ, РК и РБ делает практически нулевой ее значимость как рынка. Агрокультура, весь ее цикл, в текущем состоянии не внушает доверия. В легкой промышленности нужны реформы и трансформация. Горнодобыча блокирована местными криминальными группировками ("басмачами"), что подтверждается огромным количеством примеров. Водно-энергетический комплекс, возможно, нужно развивать но не путем реализации мегапроектов, а строительством малых и средних ГЭС, и тепловых станций на местных углях.

6) Поток рабочей силы из Киргизии будет нарастать быстрее, чем приход проектов из стран ТС в Киргизию, что актуализирует проблему нехватки кадров в целом, а квалифицированных - в особенности.

7) В случае несогласования процессов экономической интеграции Киргизии (и Таджикистана) в ТС всеми тремя странами ТС и одновременного обеспечения безопасности стран, можно получить коридор нестабильности от границы Афганистана, которая с июля 2012 г. фактически открыта в районе Бадахшана, до Белоруссии.

8) Во всех трех странах ТС сильная президентская власть, а процедуры "парламентской" республики - Киргизии, не гарантируют продуктивного взаимодействия.

9) Киргизия за счет чрезвычайно слабого государственного аппарата может стать "внутренним оффшором" для стран ТС, где можно будет уходить от налогов и отмывать деньги. Также там возможны будет отмывание денег и мошенничество с возвратом НДС

10) Либерализация переноса специфики политический культуры и сопутствующего религиозного экстремизма из "тройки" Афганистан-Таджикистан-Киргизия в Казахстан и Россию.

11) В первую очередь Казахстан - в определениях realpolitique - будет против вступления Киргизии в ТС, так как в таком случае именно он будет буфером для России и именно он будет испытывать наиболее проблемные феномены, связанные с вступлением Киргизии в ТС,

Препятствием является также сложившийся в странах ТС образ Киргизии: только 12% россиян назвали Киргизию страной, с которой надо интегрироваться (по данным ВЦИОМ).


Подробно: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/kirghizia/1640314.html.


Первоочередные рекомендации экспертов: т.н. «Погрансоюз» и укрепление границы по всему среднеазиатскому периметру Постсоветья, а также формула интеграции в экономике «3+3» (Россия-Беларусь-Казахстан и Украина-Киргизстан-Таджикистан).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments