Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Китай-США: конфликт или торг?

С точки зрения, конкретики в китайско-американском «конфликте» ещё не наступили юридически значимые факты.
США по-прежнему всё ещё не продали оружие на Тайвань, а Китай всё ещё не ввёл санкций против соответствующих компаний.
Собственно, весь «конфликт» между обоими странами по-прежнему продолжается в форме заявлений, брифингов и т.д.
За минувшие сутки добавились новые из них.  
1. Администрация Обамы назвал КНР «одной из главных угроз нацбезопасности».   
2. Это китайское «повышение» несколько диссонирует с «понижением» угрозы ядрёной Кореи. Президент Обама решил исключить её из «чёрного списка» спонсоров терроризма.
3. Администрация Обамы, в очередной раз, заявил о намерении своего «босса» встретиться с Далай-ламой. На этот раз названы конкретные сроки.  
4. Тайвань, ещё не дождавшись поставок уже одобренной партии оружия, запросил «добавку» – истребители F-16 и несколько подлодок.
Итак, что же происходит в китайско-американских отношениях?



1. Собственно говоря, по поводу визита Далай-ламы в США ничего нового американцы не сказали.
Об этом было известно ранее. В том числе, и предполагаемой встрече Президента с Далай-ламой.
Сейчас стали известны конкретные сроки: 17-19 февраля Далай-лама будет находиться в Вашингтоне, потом вылетит в Лос-Анджелес, Флориду. Вернётся лидер ламаистов в Индию рейсом «Нью-Йорк – Дели» 25 февраля.  
Допустим, на сей раз Далай-лама, наконец, встретится с Обамой. Скорее всего. Как говорится, снаряды никогда не падают дважды в одну и ту же воронку.
Да, и потом: Президент Обама – полновластный суверен в своей стране, который сам решает, с кем ему встречаться, а с кем нет.
Тем более, что во встрече с Далай-ламой нет ничего ни незаконного, ни противогуманного и т.д., и т.п.  
Протесты Бейцзина? Но что они для полновластного суверена Обамы. К совету китайцев он может прислушаться, а может – нет. В общем, как будут требовать нацинтересы США – так Обама и поступит.
Впрочем, при любых раскладах, независимо от встречи с Обамой, американское турне Далай-ламы будет находиться в поле зрения Бейцзина, который не будет жалеть протестов, заявлений и нот по этому поводу.
Главное – что «нового» сказал Обама этим очередным «анонсом»?
И зачем опять акцентировать внимание на том, что ещё не произошло?
И уж, тем более, можно сказать точно: встречу Обамы с Далай-ламой саму по себе вряд ли можно назвать как очередное «обострение китайско-американского конфликта». Как об этом сейчас говорят некоторые российские эксперты.

2. Безусловно, сверхзвуковые истребители и подлодки для Тайбэя, столь необходимые при сценарии «морской войны», – очень выгодная «добавка».
Как говорится, аппетит приходит во время еды. Вот только еды ещё не было.  
Ещё неизвестно, когда США поставят оружие, а тайваньцы запрашивают новую порцию. Странно.
Ещё более странно слышать запросы о добавке, пока Тайвань сохраняет «говяжий запрет» на импорт американского мяса.  
Наглость?

3. «Словесная перепалка» между США и Китаем в русскоязычных СМИ и экспертной среде продолжает интерпретироваться не иначе, как «война».
Но какие термины тогда придётся употреблять, когда состоятся конкретные «оружейные поставки»?
А какой термин придёт на смену, если отправленное оружие придётся применять на практике (не дай Бог, конечно)?
Может, это будет «война воинственная»? Супервойна?
Т.е., очевидно, в нынешней китайско-американской «войне» явно что-то не так.
Если Обама хочет встретиться с Далай-ламой – он это сделает. Несмотря на протесты Бейцзина. Как это неоднократно делали все его предшественники.
Если бы Америка хотела продать оружие на Тайвань – она бы это уже сделала б. В крайнем случае, определила конкретные сроки. Тем более, в кризис такой господряд оказался бы очень существенным для американских компаний.
Если бы американцы хотели дать Тайваню «добавку» - их бы не остановила перспектива китайских санкций. Но американцы, ведь, в своё время, сами сократили первоначальный пакет вооружений, исключив из него подлодки и истребители. Т.е если бы хотели – продали бы в полном объёме.
А, может, американцы боятся Китая? В таком случае, в чём?
Может, Китай «объявит» Америке войну?
Китай – это вам не Иран и не КНДР. И с Тегераном, и с Пхеньяном военная мощь американцев в состоянии справиться. При чём без угрозы получить ответный удар взамен. Вот только иранцы угрожают разнести вдребезги Израиль, а корейские коммунисты – камня на камне не оставят от Японии и Кореи. Не говоря уж о последствий ядерного удара.   
Конечно же, китайцы даже угроз в адрес Америки никогда не делали. И вряд ли когда-либо сделают. Военный способ решения проблем – явно не китайский. Более того, по большому счёту, у китайцев гораздо меньше люфт влияния на США, чем у американцев на Китай.
В таком случае, чем же объясняется промедление Америки?
Похоже, Вашингтон чего-то выжидает.
Америка торгуется.
Торгуется ради того, что для Вашингтона сейчас составляет первоочередную повестку дня. А это – помощь в АфПаке, «новые санкции» для «укрощения строптивого» Ирана. Можно также в актуальную повестку дня поставить смягчение валютного курса юаня.
Если, например, вдруг отказаться от тайваньских поставок – Китай поддержит санкции? Скорее всего, да. Хотя, конечно же, для того, чтобы США отменили уже одобренное решение поддержки санкций будет маловато. Американцы заломят такую цену, что уже начнут думать китайцы: соглашаться или нет?
Однако, отказ выдать Тайваню дополнительную порцию – вполне может быть выставлен на торг.
В этой связи тайваньские союзнички очень своевременно подсуетили американцам свои дополнительные запросы.  

Выводы:
1. Оснований говорить о китайско-американской «войне» нет. Тем более, нет оснований говорить об обострении отношений. Здесь русскоязычные СМИ явно сгущают ситуацию.
2. В нынешних антикитайских выпадах Вашингтона имеет место нажим с целью попытаться выудить у Бейцзина поддержку по наиболее актуальным вопросам. Прежде всего, в отношении «новых санкций» против Ирана.
3. Вероятно, «оружейные поставки» состоятся не раньше, чем Совбез ООН приступит к рассмотрению «иранского вопроса».  

Что делать китайцам?
1. Тайваньский вопрос – самый принципиальный вопрос для Китая. И принципиальнее даже, чем поставки ближневосточных энергоресурсов.
2. Значение иранских контрактов для китайской экономики велико. Отказаться от них невозможно и бессмысленно. Но компромисс возможен. Ради «мирного объединения Родины».  Но безопасность поставок иранских энергоресурсов вполне может стать ещё одним условием для компромисса с США.
3. «Мирное объединение Родины» - несовместимо с любым объёмом оружейных поставок на Тайвань.
4. Китай может предложить американским компаниям иные рынки сбыта, альтернативные поставкам на Тайвань.
5. Ради полного решения проблемы тайваньских поставок можно даже открыть некоторые китайские рынки для США. Например, запросить доп. помощь в развитии атомной, солнечной энергетики, в развитии green techno.
6. В конце концов, можно через имеющееся влияние в ЦентрАзии помочь Западу в наполнении реальным газом «Набукко».

Что делать американцам?
1. «Оружейные поставки» не только не решают ни одну из проблем в отношениях с Китаем, но и наоборот, ещё более усугубляют их:
а) будут испорчены отношения с Бейцзином и поставлена жирная клякса на том уровне взаимодоверия и диалога, который наблюдался в последние два года. Ни о каком возвращении G2 после такого и речи быть не может. Более того, вслед за «двойкой» может кануть в историю и формат «стратегического диалога»;
б) поставки никоим образом не повлияют на демократизацию КНР. Наоборот, Бейцзин может вообще свернуть все демократические программы.  Вслед за этим китайцы могут начать закрывать американцам отдельные рынки, что уже чревато утраченной выгодой.
в) проблематично укрепление китайско-тайваньских отношений мирным путём. Наоборот, возрастёт угроза военного сценария, которая дестабилизирует весь АТР-регион.
 Таким образом, оружейные поставки только усугубляют ситуацию.

2. Учитывая принципиальность «тайваньского вопроса» для китайцев оружейными поставками можно поторговаться на многое. Ибо Тайвань – одно из наиболее уязвимых мест восходящей Китайской «супердержавы».
Здесь можно заложить в цену торгов и Иран, и ЦентрАзию, и крупные бизнес-контракты и т.д. К тому же, «дёргая» Тайванем, можно шаг-за-шагом продвигать КНР по пути демократизации.
Причём так может продолжаться до бесконечности. Например, в оставшиеся 2г. каденции Ма Инцзюня у Китай вряд ли получится продвинуть процесс «объединения», а потом – к власти придут прогрессивные демократы и ставки в игре повысятся.
Т.е. «тайваньский вопрос» для США – это как то дело для адвоката, которое просто разрешить, но выгоднее тянуть. При чём это выгодно и для самого правящего режима Тайваня, получая поддержку от США-Японии.
В то же время, «оружейные поставки» сделают проблематичным такую «волокиту».
Tags: Китай-США, Тайвань
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments