Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Грузия-Узбекистан-Украина

Грузия, Украина и Узбекистан при всех своих культурных, ментальных различиях имеют много общего. 
Все три страны являются неотъемлемыми субъектами евразийского пространства. Но при этом не могут позволить себе делать какие-либо односторонние движения. Например, полноценно войти в Евразийский союз.
Евразийская интеграция Киева, Тбилиси и Ташкента будет по особой модели. Так, Украина не станет Беларусью (полностью вошедшей в ТС-ЕАС), Грузия - не станет Арменией, а Узбекистан - не Казахстан. 
Попытки качнуть в какую-либо сторону чреваты внутренними дисбалансами для всех трех государств. 
Суть в том, что Украина, Грузия и Узбекистан - "узловые государства", находящиеся на пересечении разных пространств. В этом их главные преимущества и, вместе с тем, огромные риски. 
Украина - мост в Европу и, в любом случае, должна ориентироваться на европейское направление.
Грузия - мост в Турцию и далее на Ближний Восток.
Узбекистан - ключевое государство в Средней Азии с выходами в ЦентрАзию, Южную Азию и важное звено в мир Ислама.
В этой непростой геополитической ситуации и Ташкенту, и Киеву, и Тбилиси важно найти свои точки устойчивости. Другими словами, провести комплексные реформы. 
Так вот, если проанализируем состояние реформ на данный момент, на первое место по реформам я бы поставил Грузию, второе и третье места соответственно делят Узбекистан и Украина.
Но поясню.... 

Да-да, на первом месте я выделил именно реформы Грузии. Несмотря на множество проблем, с которыми сейчас столкнулся развивающийся Тбилиси. И вообще: мне очень странно слышать распространенный миф о том, что у Грузии УЖЕ все получилось. Безусловно, грузинских пропагандистов здесь можно поздравить: любой стране должно нравиться, когда с нее берут пример. Но как быть со страной, которая пошла на поводу у пропагандистов?
Со своей стороны, анонсирую - реформы в Грузии сейчас только начинаются. Вот только закончится нынешний грузинский избирательный цикл и реформы вступят в свою качественно новую стадию. Посмотрим, что скажут через 5-8 лет те, кто УЖЕ восторгается грузинскими реформами. В этот срок проявятся конкретные результаты, существенно преобразящие Грузию. 
Узбекистан выделил за успешное проведение реформ в энергетическом секторе. Казалось бы, зачем Ташкенту, богатому на нефть и газ, реформы? Например, Баку вполне обходится без реформ, а Астана предпочла просто влиться в ЕАС. Узбекские реформы свой результат еще не дали, но уже дали заряд некоторой прочности от любых зависимостей по любым направлениям.
Что касается Украины - наше "третье место" пока условно. Конечно же, реформы в стране идут. Особенно, в последние два года есть продвижение по многим направлениям. Возможно, еще рано говорить о результатах.
Но у Украины есть главное преимущество - огромный потенциал развития, гораздо бОльший, чем у Тбилиси и Ташкента вместе взятых. Хотя, вместе с тем, есть и основная проблема - необходимо очистить власть от налета коррупции. Если это произойдет, реформы пойдут гораздо продуктивнее. И Киев реально способен на экономический рывок. 
Итак, главная задача - РЕФОРМЫ. 

P.S. Скажу сейчас "крамолу": Путину выгоден ....Саакашвили. 
Подчеркну: не Иванишвили, не Бурджанадзе, а именно Саакашвили. 
Нет, это совсем не отменяет "нерукопожатость" грузинского президента. И обильная антигрузинская риторика Кремля - тоже вполне естественна. Однако, это всего лишь такая игра. 
Самое главное - Саакашвили занимается реформами, своей собственной страной, совсем не бегает в Москву за дотациями. Не оглядывается на Кремль, живет грузинским интересом. Наоборот, всячески пытается диверсифицировать любые зависимости от РФ, искать новые ниши, развивать новые направления. 
Саакашвили, в отличие от Шеварднадзе, занимает четкую и внятную внешнюю политику. Шеварднадзе мямлил о "многовекторности", а сам - камень держал за пазухой. Саакашвили не скрывает - только евроатлантическая интеграция. Он прогнозируемый для России партнер. 
Приблизительно тоже самое требуется от Януковича. Да, Киев может в любой момент сдаться на милость России. Но что потом Москва будет делать? Кто будет расхлебывать многие украинские проблемы? 
Нет уж, у каждого свои лимиты сближения. Одно дело - подпустить Беларусь, другое дело - держать на дистанции Украину. 
Не вопрос России покупать "Боржоми" и грузинские вина. Но сколько же можно? Таким "макаром" грузины никогда не выйдут на другие рынки. Аналогично и с Украиной, которая тоже должна получить важный стимулятор к своему инфраструктурному развитию. 
Ошибочно полагать будто при механическом суммировании общий потенциал вырастет. 
Гораздо больше пользы - если каждый из региональным центров перейдет от суммирования к интенсивному развитию, сохраняя незримые и прочные связи друг с другом. 

В состязании Путин vs Саакашвили каждый ждёт ошибку друг друга. Оба соперника довольно осторожные, умные, сильные, пока что идут без серьезных просчетов. Путин играет несколько авантюрно, он слишком зациклен на геополитике. Саакашвили, наоборот, больше зациклен на реформах. 
Основная надежда Путина - спровоцировать Саакашвили на ошибку. Понятно, что для Тбилиси будет риск новой войны. А если не будет? 
Путину, на мой взгляд, лучше всего больше сосредоточиться на реформах по повышению устойчивости страны. Иначе авантюризм когда-то может не сработать...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments