Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Закон о портах как шанс для экономики

Верховная Рада приняла важный закон, который мог бы дать импульс развитию портового хозяйства.
Задумка неплохая - максимально отделить бизнес от госвмешательства. Правда, ряд проблем все равно останется. У нас для того, чтобы "раскачать" существующую систему - принятия одного закона явно не достаточно. Нужно вносить соответствующие изменения в кучу других законов. Ну и иннерция общественного мнения, с присущим ему постсоветским менталитетом - тоже важная сдержка нормальных рыночных отношений в государстве. 
Ниже следует интересный анализ основных пунктов принятого закона.

Оригинал взят у moryakukrainy в Закон о портах – реабилитация или реанимация портовой экономики?

8 июня Президент Украины Виктор Янукович подписал Закон «О морских портах Украины». По замыслу, закон призван урегулировать отношения в сфере портовой деятельности и обеспечить функционирование портов на качественно новом уровне.


Его появление мотивировано возросшей долей частных интересов и необходимостью урегулировать отношения всех форм собственности в портах, которых 13 лет не было де-юре (с момента появления первого проекта закона) и лет двадцать нет де-факто. С тех пор как появились частные стивидоры (со своим грузопотоком!) в Одесском порту, которые тогда называли ПСД (предприятия совместной деятельности).
Все это время велись дискуссии, как лучше унормировать рыночные механизмы портовой экономики. Одни предлагали ограничиться изменениями в Кодексе торгового мореплавания. Другие предлагали различные вариации закона. За это время было выдвинуто четыре разных проекта, но ни в одной из редакций закон так и не был принят. А многие реальные нормы и механизмы растеряны, или потеряли актуальность.

С другой стороны, прикрываясь тем, что порты государственные, их не развивали, всячески использовали в интересах узких корпоративных групп. Нет смысла вспоминать о нереализованных программах украинских кранов или буксиров, зато стратегий и комплексных программ развития чиновники напридумывали на полвека вперед! В результате три четверти причалов практически пустуют, тарифы заоблачные, грузопотоки бегут не прощаясь. Порты завалены сыпучими. Но вот есть закон. Что дальше?
Сбросим социалку, оптимизируем численный состав и будем радоваться за счастливчиков, которым судьба подбросила лотерейный билет на право взять порт в управление на 49 лет? Или, отделив хозяйственную деятельность от контрольной, создадим систему, где будет реальная конкуренция, инвестиции и инновации, гибкая тарифная политика? Хотелось бы верить.

- Известно, что во втором чтении было внесено много поправок, в результате чего финальный вариант существенно отличается от первоначального проекта, выдвинутого на обсуждение, - говорит один из авторитетных экспертов рынка портовых услуг, не пожелавший себя называть

- Тем не менее, прослеживаются характерные особенности этого закона о морских портах.

Прежде всего, давно пришла пора разделить административные и сугубо хозяйственные функции в портах, – говорит эксперт. – Они рождают весьма неоднозначную проблему, суть которой в том, что порты, всегда были государственными предприятиями и одновременно выполняли и множество коммерческих операций, взимая плату за различного рода услуги. Например, за организацию судозаходов, перевалки грузов, своевременную их подачу к месту погрузки. Но это не снимало с портов их неизменной державной обязанности по обеспечению безопасности мореплавания.

Такое двуединство вызвало немало нареканий: при подобном раскладе ущемлены права частных компаний, работающих в госпортах. Последние, к слову, всегда сохраняли (и, конечно, пользовались) своим монопольным положением.

Отсюда вторым важным моментом после разделения государственных и коммерческих функций, по мнению специалиста, является появившаяся возможность существования в Украине частных терминалов, деятельность которых будет пусть не безукоризненным образом, но достаточно урегулирована. Это сулит инвестору ясное понимание партнерских условий, на которых он может вкладывать свои капиталы в инфраструктуру порта. И вселяет уверенность, что эти деньги не растекутся по чужим карманам, а будут направлены в соответствии с финансово-хозяйственным замыслом. И возврат их будет обеспечен!

Как помнится, за последние четыре года до этого на территории госпортов не затевалась реализация мало-мальски серьезных инвестпроектов. Исключение - только строительство намывной площади в 19,3 га в районе Карантинного мола Одесского порта – госпредприятия. Однако и тут работы продвигаются со скрипом. Остальные вклады, нередко – довольно щедрые, были сделаны в хозяйственные структуры частных портов или терминалов.

Кто же тогда для Украины подобающий инвестор?

– Тот, кто владеет грузами и может обеспечить их стабильный оборот, – считает эксперт.

          – Именно продуктивностью сотрудничества с грузовладельцами определяется рентабельная значимость терминалов и стивидорных компаний, работающих в портах. И масштабы развиваемых ими видов бизнеса.

Третьим важным аспектом становится возможность делать инвестиции в систему железнодорожных перевозок и проведение дноуглубительных работ. Это насколько важные для хозяйственной деятельности портов, настолько и финансово затратные процессы. И это повышает роль инвестора, которому такие затраты по плечу. Только, производя их, он должен видеть в перспективе реальную пользу взамен своим капиталовложениям.

– Тем более, что у государства нет возможности вкладывать деньги в железную дорогу и дноуглубление. Но теперь с его стороны, по крайней мере, просматривается идея компенсации за эти затраты инвестору. Хотя конкретный порядок ее получения еще не прописан, – считает эксперт.

Юристы не видят опасений скептиков, что государство, уступив инвесторам, понесет непоправимые имущественные и экономические потери. Ведь акватория, причалы, капитания, контролирующая безопасность мореплавания, службы, регулирующие завоз грузов, курирующие сборы от судозаходов, сохранятся как полномочия портовой администрации, которая и будет получать плату за свои услуги и предоставление объектов в эксплуатацию. В свою очередь, обнадеженный правовой защитой инвестор поспособствует привлечению нового грузопотока. Отчего держава - только выиграет!..

Вячеслав Китик

Фото
Владимир Волосюк

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments