Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

О гражданской "реформе"

http://www.president.gov.ua/documents/14621.html

В последнее время в Украине наблюдается какая-то не совсем здоровая гражданская активизация. Пошёл вал разных "гражданских инициатив", претендующих на "демократичность", "транспарентность" и "европейскость". 
Например, уже принят новый закон об общественных объединениях. Утверждена Стратегия развития "гражданского общества". Готовятся к рассмотрению законопроект о мирных собраниях. Стырили у Эстонии опыт "открытого интернет-правительства". Есть также некоторые другие инициативы. 
Пожалуй, из всего перечисленного заслуживает на изучение Закон: юридический документ, по которому нам жить. 
Можете также прочитать стратегию (если у вас, конечно, есть время). Потому как одного просмотра (без анализа) достаточно увидеть ряд существенных прорех. Эта стратегия хотя и о "громадянськом суспильстве", но написана в почти лучших советских традициях. Также заунывно, общо и без какой-либо конкретики. 
На практике эта стратегия работать не будет. Потому что она ничего принципиально не меняет. 

Единственный месседж, который следует из такой "гражданской активизации" чиновников, состоит в том, что у государства  закончились деньги. А значит, компенсацию мозгов решили переложить на "гражданский сектор" (вместе с ответственностью). Но какая мотивация у общественников помогать государству - неизвестно. Кстати, кто эти общественники - тоже неизвестно. 
Коррупцию это тоже нисколечки не изменит. Раньше она заносилась в кабинеты, сейчас будет перекладывать в карманные организации экспертам, которых никто не знает и по которым никто не проверял степень компентности по рассматриваемым вопросам. 

В стратегии прорехи встречаются везде: и в субъектном ряде общественников, и в теневых механизмах взаимодействия власти с NGO. Кроме того, сохраняется доминирование чиновника на общественностью. Тем более, что он будет распределять бабло (непонятно по каким критериям). Однако, решение, в любом случае, будет принимать чиновник. В то время, как ответственность будет нести общественность. Так, если решение окажется правильным - чиновник получит лавры. Если же решение будет неверным - всё свалят на писульку общественника, которая формально будет приложена в обоснование.

Теперь смотрите схематично: государство как было, так и остаётся монопольным, тотальным и всеобъемлюющим, имеющем право вторгаться во все, что угодно. Причём с расширительными полномочиями. 
Этого стратегия НЕ меняет
Стратегия только присовокупляет к государству "громадянське суспильство", перед которым стоит задача - давать идеи. Взамен - ничто. NGO практически бесправны по отношению к монопольному государству. 
Чиновник тоже бесконтролен. Вот возьмём яркий пример - Марина Ставнийчук, замглавы АП, которая разработала все эти инициативы. Раньше вона работала при Ющенко: подготовила закон о выборах так, что её "патрон" (с патронессой) потерпели фиаско. Кроме того, уже пять лет Ставнийчук отвечает за конституционную реформу, которая пока что свелась только в провозглашение создать некую "Конституционную Ассамблею". Эту "ассамблею" под руководством Ставнийчук создавали дважды при Ющенко и дважды при Януковиче. Ничего не создано. Но главное - концепции конституционной реформы тоже нет. 
Сейчас Ставнийчук взялась за развитие "общественного направления". И можно расписать, почему никакого "покращення" для NGO не будет. 
Но главный вопрос остаётся открытым: почему Ставнийчук до сих пор работает в занимаемой должности? 
Она не в состоянии качественно выполнить все поставленные перед ней задачи. Где "механизм отзыва" с занимаемой должности? Сколько ещё подобных "висяков" Ставнийчук сочинит на нынешнем "посту"? 
Значит, общественника от принятия решения отстранить можно, а чиновника - никак нет?
Но ладно-то Ставнийчук. Есть вопросы - более масштабнее. Например, "газовый контракт". 
Да, все можно свалить на Тимошенко, которая тогда была премьером. Но мы должны иметь представление, что есть такое премьер и ту госмашину, которую он возглавляет.  
"Газовый контракт" подписала не столько Тимошенко, а ГОСУДАРСТВО. Куча всяких советников, экспертов. чиновников подавали свои аналитические записки, проверки и перепроверки. Так перепроверились, что сами запутались и допустили непростительные ошибки, за которые теперь расплачиваются простые граждане. 
Да, Тимошенко наказали. Но государство с прежним объёмом полномочий осталось в прежнем виде. 
Этот же "левиафан" с его "уровнем интеллекта" может подписать ещё кучу других кабальных контрактов, с разными странами мира. 
Всё это показывает те риски, которые содержит в себе монопольное государство, управляемое самодурами. 
Сначала ГОСУДАРСТВО навязало обществу кабальный "газовый контракт". Потом ГОСУДАРСТВО, поменяв "начинку", уже два года не смогло исправить допущенную ошибку (наплодив кучу новых ошибок). 
Господа! Зачем нам такое государство, которое обо всех так заботится, но от этой заботы становится все хуже и хуже? Гораздо больше выгод его обрезать, очистить от несвойственных функций, оптимизировать и оставить там на управлении профессионалов. 
Слабое государство - эффективное государство. Эффективное государство - это государство-менеджер. 

В целом, анализируя все эти общественные инициативы, можно увидеть общую проблему, характерную для украинских чиновников - совковый менталитет. Они все хотят быть европейцами, но не знают, как это сделать. 

P.S. Итого: реформа "общественного сектора" должна быть увязана с оптимизацией государства и его функций. 
Подчеркну: это больше, чем провести конституционную реформу, которая вообще может снова запутать власть. 
Без этого никакие NGO ничего в стране не изменят. 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment