Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Порошенко назначен министром экономики

23 марта  на основании Указа Президента Порошенко Пётр Алексеевич назначен на должность министра экономического развития и торговли Украины.
Интрига вокруг этого назначения тянется с 14 февраля, когда после увольнения Клюева должность оказалась вакантной. Основная причина задержки - сугубо политический фактор. Порошенко оказался между двух огней.
С одной стороны, прессинг власти, для которой назначение было выгодно в силу нескольких тактических соображений. "Проект Тигипко" после этого назначения может чувствовать себя увереннее.
С другой стороны, шок оппозиции, которая подобными кулуарными переговорами одного из своих спонсоров почувствовала себя кинутой.
Кстати, поступок Порошенко показывает тот настрой, который царит в оппозиционных рядах, где каждый как бы не дулся против власти, но в общей победе всё-таки не уверен. 

С моей точки зрения, Порошенко принял правильное решение. Сегодня у себя на страничке в Фейсбуке он обозначил основные направления реформ, которыми намерен заниматься. Между прочим, там много интересного, полезного и заслуживающего внимание. Было бы неплохо, если б у Петра Алексеевича получилось реализовать на практике хотя бы часть задуманного. 
После назначения Порошенко можно говорить о некотором укреплении в правительстве  "блока реформаторов". Хотя, к сожалению, их влияние в общей массе не критическое. Реформаторы не расставлены по ключевым должностям и разрознены между друг другом.
Но, казалось бы, какие могут быть реформы? Через полгода - выборы! И кто-то может сразу возразить, что Украина потеряла время: для реформ лучше всего подошёл бы межвыборный период, который страна пережила кое-как в местечковой борьбе. Впрочем, не стоит посыпать головы пеплом. 
Во-первых, реформы в Украине всё-таки идут, не останавливались и не замедлялись.
Во-вторых, после тимошенковских завалов перед страной поначалу стояла первичная задача стабилизации, выравнивания ситуации.  Не до реформ было в первые годы правительству Азарова. 
В-третьих, некоторый собственный опыт реформ уже наработан. А значит, можно провести и работу над ошибками, где-то выправить принятые меры, а где-то ещё более продвинуть реформаторский ход.
В-четвёртых, Украина уже и так кирдыкнулся о дно. Дальше кирдыкнуться уже некуда. А значит, теперь есть все предпосылки оттолкнуться от дна и начать поступательный подъём. Есть смысл сосредоточиться на развитии экономики, не привязываясь к выборам. Впрочем, есть и "альтернатива": подождать выборов. Вот только лимиты все исчерпаны. Те, кто хочет выборы, вряд ли будут удовлетворены в полной мере, не получат ни выборов. И страну могут потерять. 
В-пятых, сейчас картина дальнейших реформ уже более ясна. Необходимо углубиться в конкретику, четче видна глубина стоящих проблем по тем или иным направлениям.

Что касается "потерянного" времени - тоже нет повода для пессимизма. 
Украина имеет достаточно времени, чтоб сосредоточиться в себе на реформах. Внешняя обстановка, когда соседним геополитическим игрокам не до Украины, даже очень хорошо. И благоприятствует реформам.
Я сейчас не буду говорить о проблемах в "зоне евро": усушка-утряска в ЕС продлится до 2015 года.
Однако, и с Евразийским союзом тоже не все однозначно. Первые два года новой каденции Путин потратит на решение внутренних проблем, замену старой команды. Следующие два года станут временем для адаптации сугубо путинских игроков. Т.е. это означает, что до 2015-2016 годов Путин вряд ли вплотную займётся Евразийским союзом. И тем более, никто не будет туда тянуть Украину (разве что, если сами украинцы вдруг с дуру не побегут "поперед батька у пекло"). 
Итого: до 2015 года у Украины есть достаточно времени на реформы, чтоб потом иметь возможность предложить и ЕС, и России Евразийский Альянс.   
  

....Кстати, нынешняя ситуация Украины отнюдь не уникальна. Нечто подобное Грузия переживала ещё в начале "нулевых" лет. Как и тогда в Грузии, так и сейчас в Украине основным тормозом реформ были "пророссийские" силы, тянущие в прошлое и разрушающие страну, чтоб её потом влить в "единое экономическое пространство". Грузины эту проблему решали зачисткой политического поля. Благо, что Россия сама своей непродуманной политикой уничтожала все потенциальные островки своего политического влияния. 
По сути, уже к 2003 году, к "революции роз", пророссийское поле в Грузии было зачищено.
Однако, если уж проводить сравнения с Грузией, нужно учесть, что Украина находится в более сложной ситуации.  У Грузии, по крайней мере, была хоть очищенная власть, стоящая на собственных нацинтересах. А противники реформ были сосредоточены в оппозиции.
Украинским реформаторам приходится действовать меж двух огней, не имея серьёзных рычагов влияния ни во власти. И в оппозиции тоже всякие мурзилки стараются удерживать инициативу. Т.е. нужно хотя бы одно из двух: или монополизировать оппозицию (и тем самым, оголить ряды, что таит в себе риски перед властью, которая всегда может снова сомкнуться и ликвидировать любые реформаторские позывы), или взять власть (но как это сделать, не имея устойчивой и существенной политической поддержки?). Реформаторы не смогут также рассчитывать на новый майдан: этот сценарий давно уже обсели разные горлопаны.  

Мы всё это видим и так, за полгода до парламентских выборов: 
а) если взять сценарий выборов, то все шансы укрепить позиции  у  "партии" ПРиБЮТ. И, соответственно, укрепление позиций всяких путинистов, путинофилов, медведчекистов и пр. Внешний "патрон" сценария - Россия. Суть сценария - "проект Тигипко", передача Украины под контроль российских олигархов.     
б) если же взять сценарий "нового майдана", то и здесь мы видим активизацию российских олигархов (пусть и "опальных").  
Если путём выборов - к власти рвётся пророссийская олигархическая кАманда, которая готовится вытеснить из власти Януковича. Если путём Майдана, то он направлен свергнуть Януковича и помочь прийти к власти пророссийской кАманды. Т.е. куда не клинь - всюду клин. Вот в таких сложных условиях приходится действовать нынешней реформаторской команде. 
И здесь опять же: вспомним Грузию. После "революции роз" в ней действительно практически каждый год наблюдались попытки майданов (кстати, за всеми ними тоже стояла "рука Москвы"). Но все эти "последующие" майданы были какие-то гротескные, неумелые и полностью беззубыми.
Гораздо бОльшую опасность для нацбезопасности представляла диверсионная "работа". Украине сейчас тоже нужно быть к этому готовой. Если новый майдан возможен, то, разве что, в hard-версии. Например, попытаться захватить органы власти, воинские части, устроить терракты. Т.е. все то, чем любит заниматься ГРУ. В Грузии "грушники" активно работали после "революции роз". В Украине с их работой уже сталкиваются.
Итак, Украине в ближайшее время следует ожидать усиление террористической активности и диверсионной деятельности. Среди мер реагирования само собой напрашивается зачистка политического поля и вытеснение оттуда "пророссийских" сил. Точнее - переформатирование поля и включение русскоязычных в системы, работающие на благо страны.

P.S. Просьба не рассматривать в моих словах "русофобские" или "антипутинские" нотки, смену настроений и т.д. 
Во-первых, я исхожу из уже имеющегося грузинского опыта, который был пережит приблизительно в тех же условиях. Во-вторых, я убеждён во вредности любых русофобских (и украинофобских) проявлений. Не нужно устраивать "охоту на ведьм" только по национальному признаку. 
Украина должна сплотиться, отбросив все свои языковые, исторические и прочие различия. Сплотиться ради РЕФОРМ. Ради будущего страны, в которой всем нам жить. 
Нужно быть друг к другу толерантным, уважать ум и знание, дорожить и не разбрасываться кадрами. 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments