Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Азаров-Путин-газ

Говоря об итогах недавнего визита премьера Азарова в Москву, было бы ошибочно его оценивать как "провальный". Прежде всего, нужно определиться с критериями провала. 
Что считать провалом? а) "газовые соглашения", подписанные госпожой Тимошенко в январе 2009 года и в ущерб национальных интересов, либо  б) попытки нынешнего правительства Азарова добиться справедливой рыночной цены во благо украинским нацинтересам. 
Т.е. проблема нынешней ситуации уходит в не так уж отдалённое прошлое.
Если б не непрофессиональные действия правительства Тимошенко - Кабмину Азарова не пришлось бы сейчас становиться просителем на переговорах в Москве. 

1. Да, цена на газ пока что не пересмотрена. Но зато создана специальная рабочая комиссия, которая займётся поисками вариантов снижения цены. 
Правда, не будем испытывать на сей счёт иллюзии. Даже если цена будет пересмотрена, возникнет много вопросов - какой ценой такой пересмотр произойдёт.
Тем более, что Кабмин сейчас в переговорах занял заведомо проигрышную позицию, опустив до самого минимума предъявленные требования. 
С одной стороны, правительство Азарова понять можно: Николай Янович взывает к справедливости и сохранению дружеских отношений с Россией. Но, с другой стороны, в Москве "справедливость" и "дружба" совсем никому не нужна. "Газовый контракт" был выбит у Киева не путём справедливости, а в результате подковёрных, кулуарных переговоров, шантажа ценой сдачи интересов.  Что касается разговоров о "братстве" и "союзничестве", это не более, чем отвлечённая риторика-ширма, которой пытаются прикрыть хищнические интересы молодого российского олигархического "бизнеса", возжаждавшего экспансии.
Кстати, отчасти можно также понять позицию России - у неё есть мощный козырь: "газовый контракт", являющийся одним из самых успешных за всю историю "Газпрома". Глупо полагать, что Москва откажется от этого козыря. Это может произойти только в том случае, если удастся один козырь разменять на несколько ещё более выгодных козырей.
Применительно к "газовой истории", речь идёт о попытках присоединения Украины к Таможенному союзу и ЕЭП или, как минимум, о сдаче украинской газотранспортной системы.
Т.е. в обмен на "газовый контракт" нам предлагают ещё более невыгодные "компромиссы".  Причём нет гарантий, что "газовый контракт" всё равно будет пересмотрен: с учётом того, что процесс присоединения к ТС, по сути своей, является вечным во времени. Но, ведь, это вполне естественно - у каждой страны есть свои козыри, неиспользованные резервы и т.д.

2. Украина тоже имеет свои козыри, которые часто приводят в бешенство руководство России.
Не буду сейчас говорить обо всех таких козырях. Они есть, их немало, к ним важно присмотреться и старательно проанализировать. 
Возьмём лишь один штрих. Например, вопрос о перспективах вовлечения Украины в евроатлантическое сообщество. Как известно, при слове НАТО Москва часто вспоминает о "дружбе" и "братстве" - о тех самых, о которых сразу же забывает при упоминании о тимошенковском "газовом контракте".
Аналогичная ситуация с евроинтеграцией и, в частности, по поводу создания ЗСТ с ЕС. Здесь снова инициатива у России: Москве не нравится, когда Киев напрямую ведёт переговоры с Брюсселем. Москва хочет сама вести переговоры с Западом не только от своего имени, но и от имени своих марионеточных игроков. 
Украина тоже имеет свои козыри, но почему-то при реализации своих козырей ведёт себя робко, без уверенности и настойчивости. В отличие от России, которая упивается своей силой и испытывает наслаждение от того, как Азаров в роли просителя умоляет снизить газ, пересмотреть контракт и т.д. 
Почему бы Киеву тоже не поставить Москву в позу просителя? Тем более, что шансы к этому имеются неплохие. 
Подчеркну: речь идёт о перспективе вступления в НАТО - это давно уже дохлая перспектива, всегда был и являюсь против такого сценария.  НАТО - отживший своё альянс, а в современном мире выстраивается новая архитектура евроатлантической коллективной безопасности. 
О перспективах вовлечения Украины в систему глобальной ПРО ранее НИКТО, кроме Ющенко, не ставил вопрос. В том числе, немалое число из т.н. самых "запеклих" евроатлантических мурзиков.
Очевидно, тогда был допущен стратегический просчёт. Потому что, как показал ход событий, глобальное ПРО только подтвердило свою актуальность, а Украина, испытывая тщетные натовские (а также пророссийские внеблоковые) иллюзии, попросту потеряла время.
В итоге,  смотрите:  переговоры с НАТО по поводу евроПРО сейчас ведёт Россия.  В то время, как на Украине кто-то тешит себя иллюзиями о "враждебности" Москвы по отношению к Североатлантическому Альянсу.

3. Есть ещё вариант поведения в украинско-российских отношениях - конфликт. 
В ближайшей перспективе такой конфликт вполне реален. В силу сохраняющихся условий газового контракта, а также проблем с платежеспособностью, с которыми Украина может столкнуться при дальнейшем росте цены. 
Кроме того, масла в огонь подливают также те, кто предлагает, чтоб Кабмин настаивал на повышении тарифа на транзит наряду с высокой ценой на газ для внутреннего потребления.
Изначально тупиковый ход: газовый контракт вы всё равно не пересмотрите, а в ответ на рыночный транзит - получите ещё более высокую цену на внутренний газ. 
В конечном итоге, такое раскачивание качелей ни к чему хорошему для Украины не приведёт. Вспомним историю предыдущих газовых конфликтов: пересмотр газовых соглашений всегда начинался с недовольства Киевом транзитным тарифом. Но каждый раз, доводя ситуацию до точки кипения, Украина получала ещё более высокую цену на газ, хотя и при незначительном росте транзитного тарифа. 
Очевидно, что конфликтный сценарий выгоден в большей степени, России, которая тем самым ещё более стягивает свою газовую удавку. Но совсем невыгоден Украине
Кстати, здесь можно также провести аналогию с нынешней ситуацией в Грузии. Здесь также авантюрные попытки Саакашвили спровоцировать Москву на конфликт могут очень дорого обойтись для оставшейся территориальной целостности Сакартвело. 

Что же делать? 
1. Прежде всего, остаётся выполнять действующий газовый контракт. Как бы прискорбно это не звучало в свете перспективы резкого роста цены. Пусть это станет наукой для слабеньких киевских стратегов, допустивших грубейшие просчёты, не просчитав рисков.

2.  Довести уголовное "газовое дело" до своего финального обвинительного конца. Все фигуранты дела, допустившие непростительные просчёты, должны быть строго наказаны. Общество должно узнать всю правду  в подробностях о газовых переговорах-2009.
Подписанты газового контракта
никакой политической перспективы  на Украине иметь не должны.

3. Цена на газ во втором полугодии вырастет очень существенно. Но это будет спекулятивный и временный рост. Сейчас - когда цены на нефть и газ ростут - наступает момент истины для украинской экономики. Потом - когда цены снова начнут падать - наступит момент истины для российской экономики. Но идти на поводу уступок перед РФ - было бы глупо.
Потом, когда в России начнутся проблемы и Москва снова начнёт просить о помощи, апеллируя о "братстве", можно будет ей напомнить о нынешних "газовых переговорах".

4. Нужно вообще уйти от бесперспективных газовых переговоров с Россией.
4.1. Юридических оснований для его пересмотра нет. Попытка отменить контракт в одностороннем порядке через суд - весьма хрупкий шанс, но он полностью нивелируется перспективами последующих переговоров по новому контракту.  Через судебную тяжбу и конфликты будет ещё сложнее побудить Москву снизить цену. 
 
4.2. Попытка пересмотреть "газовый контракт" путём политических переговоров - тоже, как видим, иллюзорна. Москва вгрызлась в свой контракт, которым попросту шантажирует Киев. То, что было сделано по отношению к "оранжевым" противникам - это одно. Но применять тот же контракт по отношению к нынешним друзьям - недальновидно. В конечном итоге, это приведёт к тому, что на Украине у России вообще друзей не останется. Не более того. 

5. Формально переговоры в рамках созданной "спецкомиссии" следует продолжать. Но не на уровне премьера или, тем более, Президента.  Президент и премьер должны заниматься стратегическими вопросами, которые, к тому же, имеют перспективу. 
Первое. Украине целесообразно думать об энергосбережении, а не питать иллюзии на очередную газовую подачку Москвы. 
Второе - активизация собственной газодобычи, которая почему-то наблюдается только сейчас. Пусть и в очень размеренном ритме. 
Третье - использование метана вместо иллюзорных и очень дорогостоящих надежд на сланец.
Четвёртое - сжиженый газ и переговоры со странами, которые могли бы вэтом разбавить нынешнюю газовую монополию для Украины.   
   
6. Янукович-Азаров поставили перед Москвой по-дружески вопрос о пересмотре несправедливой цены. Москва, в свою очередь, отказалась это делать, выставила заведомо невыгодные требования (с точки зрения, нацинтересов Украины) и попусту тянет время.
На том можно и разойтись.  
Пусть Россия останется со своим "газовым контрактом". А нам нужно смотреть в перспективу - учиться жить самостоятельно, вне Таможенного союза.
Нужно пересмотреть товарооборот с Россией и свести к минимуму двустороннюю торговлю. Чтоб в будущем не допустить  втягивание Киева в зависимость от политического шантажа Москвы. 
Кстати, Таможенный союз от Украины уже отгораживается. Почему, в свою очередь, с этим медлит Украина?

Самое ГЛАВНОЕ - Грузии и Украине целесообразно избегать любые конфликты с Россией, накорню пресекая соответствующие провокации. Как на абхазо-осетинском фронте, так и в ходе газовых переговоров.
Будем откровенны: России удалось отхапать под свой контроль Абхазию, "Южную Осетию", а также кабальный "газовый контракт". И изменить такое положение ни в Тбилиси, ни в Киеве не могут. 
На этом и зафиксируем.
Лучше всего построим на границе с Россией Великую грузинскую стену, плавно переходящую в Великую украинскую. А Москву оставим за этой Стеной - вместе со всеми её "достижениями" и "трофеями".       
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments