Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Categories:

Азербайджан и его стратегия



Интересная статья с содержательным материалом о нефтегазовой стратегии Азербайджана, а также разных трубопроводных проектах каспийских углеводородов.  
 

Чёрное золото Страны Огней

Азербайджанская Республика (АР) ныне стала одним из активных игроков на глобальном нефтегазовом рынке благодаря выгодному геополитическому положению, богатым природным ресурсам, успешной реализации крупномасштабных проектов по развитию добычи и транспортировке углеводородов.
По итогам прошлого года наша страна вошла в пятерку основных экспортно-импортных партнеров Азербайджана; общий товарооборот продукции двух экономик — $1,6 млрд. Дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества открывает широкие перспективы перед обоими государствами.
В апреле текущего года в Баку состоялись переговоры между Виктором Януковичем и его коллегой — президентом АР Ильхамом Алиевым. Был подписан план мероприятий по всестороннему сотрудничеству держав на 2011—2015 гг.; прошли совместные заседания украинско-азербайджанской рабочей группы по вопросам партнерства в топливно-энергетическом секторе.
В итоге намечены несколько взаимовыгодных проектов, реализация которых в перспективе укрепит энергобезопасность в регионах. Это использование нефтепровода (НП) Одесса—Броды для транзита азербайджанской нефти из Каспийского региона на европейские рынки (планируется увеличить транзит с 4 до 7 млн. т; в том числе в Беларусь 4 млн. т и на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Польши, Словакии, Чехии и Венгрии — 3 млн. т); поставка нефти на НПЗ Западной Украины — «НПК-Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья»; строительство или покупка Азербайджаном нефтеперерабатывающего завода в Украине; увеличение инвестиций SOCAR** в сеть украинских заправочных станций (SOCAR уже инвестировала около $80 млн., купив нефтебазу и сеть из 20 автозаправочных станций, которую планирует расширить под своим брендом до 500 в ближайшие пять лет); строительство терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) на Черноморском побережье.

17 декабря 2010 г. в Украине было создано госпредприятие «Национальный проект «LNG***-терминал», которое должно координировать сооружение терминала СПГ в порту Южный под Одессой. Ориентировочная стоимость строительства — до $2,6 млрд. Строительство первой очереди (мощностью 2 млрд. м3 в год) должно завершиться в IV кв. 2014 г., а второй (до 7 млрд. м3 в год) — в IV кв. 2016 г. В качестве поставщиков СПГ на терминал рассматриваются Азербайджан, Египет, Ливия, Алжир и Катар. Маршрут поставок из АР — наиболее короткий (2300 км). 

В декабре прошлого года Азербайджан, Беларусь и Венесуэла, по информации SOCAR, заключили бартерные соглашения по поставкам нефти. Согласно договоренностям Азербайджан взял на себя обязательства Венесуэлы по поставкам нефти в Беларусь, а Венесуэла выполнит его обязательства по контрактам с Соединенными Штатами. Предусмотрена также поставка с использованием танкеров 5 млн. т нефти в год начиная с 2011-го.

Ранее, в октябре 2010-го, Венесуэла и Беларусь заключили контракт на поставку в РБ 30 млн. т нефти в 2011—2013 гг. на общую сумму $19,4 млрд. При этом Украина и Беларусь 17 января нынешнего года договорились о транзите в 2011—2012-м ежегодно по 4 млн. т нефти по НП Одесса—Броды в направлении белорусского НПЗ в Мозыре. Договор об оказании услуг по транспортировке подписан между ОАО «Укртранснефть» НАК «Нафтогаз Украины» и Белорусской нефтяной компанией.
Поставки нефти в Украину (в основном на Кременчугский НПЗ) из Азербайджана в прошлом году выросли на 107,9%; их объем составил 1,614 млн. т. По данным минпромэнергетики АР, к 2015 г. страна будет готова поставлять нам около 2 млрд. м3 СПГ.

Кроме того, с 2013 г. Азербайджану потребуются дополнительные мощности для транспортировки в страны Европы нефти из Каспийского региона, где, как прогнозируется, добыча черного золота к 2015-му повысится на 100 млн. т, а к 2025-му — на 150 млн. т. Для поставки этих объемов нужно до 2025 г. построить новые НП годовой мощностью около 80 млн. т, расширить морские порты в Казахстане, Азербайджане и Грузии, улучшить железнодорожное сообщение между АР и Грузией, увеличить резервуарные мощности на морских терминалах и достроить НП Одесса—Броды на территории Польши до Гданьска.


АР: ставка — на экспорт углеводородов

Основные месторождения углеводородов в Азербайджане находятся на шельфе Каспийского моря, где разведанные запасы нефти и газа на сегодня достигают, по оценкам минприроды РФ, соответственно 2,95 млрд. т и 3,1 трлн. м3. Нефтегазовые ресурсы Каспия (согласно экспертной оценке западных энергетических компаний, — от 26 до 40 млрд. т условного топлива) представляют собой значительную базу для экономического развития региона.
В соответствии с данными SOCAR доказанные и прогнозные запасы нефти в стране — соответственно 1,5 и 3 млрд. т, а промышленно извлекаемые, по информации BP Statistical Review of World Energy June 2010, на 1 января прошлого года составляли 1 млрд. т.
Аналогичные показатели по природному газу (из тех же источников) — 2, 5 и 1,31 трлн. м3. Основные компании по добыче газа — Азербайджанская международная операционная компания (АМОК), «Шах-Дениз» и SOCAR.
Разрабатывается 61 месторождение углеводородов. В азербайджанской части шельфа Каспия эксплуатируются более 50 скважин; бурение которых ведется здесь, по данным rigzone.com, с помощью 20 морских буровых платформ.
В республике работают 34 международные нефтегазовые компании, представляющие 15 государств. В 1994—2010 гг. в ее экономику инвестировано более $37 млрд., подписано 22 крупных нефтяных контракта с ведущими энергетическими компаниями планеты.
В прошлом году здесь, как сообщал госкомитет по статистике АР, добыто 50,83 млн. т нефти (из них экспортировано 45 млн. т, т. е. более 88%). Это на 0,9% превышает показатель 2009 г. — 50,376 млн. т, — который на 13,5% больше достигнутого в 2008-м. В текущем году, согласно энергетическому балансу, утвержденному кабмином, планируется добыть 51,5 млн. т — на 2% больше, чем в 2010-м.
Основной объем добычи нефти (86,6%) в прошлом году пришелся на АМОК: компания добыла на блоке морских месторождений Азери-Чираг-Гюнешли и на газоконденсатном Шах-Дениз 43,61 млн. т нефти и газоконденсата — на 1,1% больше, чем в 2009-м.
Первое инвестиционное соглашение о распределении продукции (СРП) при освоении блока Азери-Чираг-Гюнешли было заключено в Баку в сентябре 1994 г. на 30 лет. Прогнозные запасы нефти на этих месторождениях — около 730 млн. т. Объем инвестиций, необходимых для их разработки, — $11,5 млрд. При реализации СРП, подписанного тринадцатью ведущими энергетическими компаниями из восьми стран (Азербайджан, Турция, США, Япония, Великобритания, Норвегия, Россия и Саудовская Аравия), 80% чистой прибыли получит АР, 20% — инвестиционные компании.

Добыча газа в прошлом году достигла 26,23 млрд. м3 (на 11,2% больше, чем в 2009-м), из них экспортировано и закачано в подземные хранилища газа (ПХГ) 16,67 млрд. м3, что на 2,1% превышает показатель 2009 г.
По прогнозам SOCAR, в текущем году АР добудет 28 млрд. м3 газа, на потребление пойдет 10—11 млрд. м3, а остальное отправят на экспорт в Россию, Грузию, Турцию, Грецию и Иран и закачают в ПХГ. Как ожидается, в 2015 г. добыча газа достигнет 35—40 млрд. м3 (по мере разработки перспективных структур Нахчыван и Абшерон), а нефти — 60 млн. т (что станет возможным за счет блока месторождений Азери-Чираг-Гюнешли и новых проектов).
К 2020 г. добыча газа в АР, по оценкам министерства промышленности и энергетики страны, возрастет до 55 млрд. м3, что позволит экспортировать более 35 млрд. м3 в год.
Крупнейшее газоконденсатное месторождение в азербайджанском секторе шельфа Каспийского моря — Шах-Дениз: площадь газоносного района — около 860 км2; доказанные запасы — 1,2 трлн. м3 природного газа и 240 млн. т газового конденсата. Для поставок газа используется магистральный газопровод (МГ) Баку—Тбилиси—Эрзурум (БТЭ), который называют также Южнокавказским.
В июне 1996-го было заключено СРП по проекту разработки Шах-Дениза (стоимость проекта — $20 млрд.) сроком на 35 лет. В декабре прошлого года SOCAR и партнеры подписали соглашение о продлении сроков действия СРП с 2031-го до 2036 г. (что дает возможность обеспечить долгосрочные контракты на реализацию газа), после чего месторождение перейдет под полный контроль SOCAR. Шах-Дениз разрабатывает консорциум в следующем составе: BP (доля акций 25,5%) — оператор; StatoilHydro Azerbaijan (25,5%); SOCAR (10%); Total (10%); LUKOIL (10%); NICO (10%); Turkish Petroleum Overseas Company Ltd (9%).
К эксплуатации первой скважины (с начальным дебитом 5,6 млн. м3 газа в сутки) здесь приступили в декабре 2006-го. В 2008—2010 гг. добыча углеводородов велась из четырех скважин. При этом в прошлом году добыто 6,89 млрд. м3 газа, а среднесуточная добыча составила 20 млн. м3 газа и 6 тыс. т конденсата.
В феврале текущего года подключили пятую скважину, срок ввода которой в эксплуатацию зависит от спроса на газ. Задействование пяти скважин позволит добывать около 45 тыс. баррелей конденсата в сутки и довести объем добычи газа до 8,5—9 млрд. м3 в год (из них около 6,8 млрд. м3 будет экспортировано).
В рамках полномасштабной разработки Шах-Дениза планируется увеличить пропускную способность БТЭ к 2017 г. Поэтому ввод в эксплуатацию второй очереди месторождения (Шах-Дениз-2), где объем добычи газа составит около 16 млрд. м3 в год, был перенесен с 2014-го на 2017 г.
На объемы будущей добычи газа с Шах-Дениза-2 претендуют разработчики нескольких конкурирующих трубопроводных проектов, планирующих его транспортировку в Европу, — Nabucco, TAP и ITGI. Кроме того, в поставках газа со второй очереди месторождения заинтересованы ОАО «Газпром» и Иран. «Газпром» готов купить весь объем газа с Шах-Дениза-2, но АР предпочитает диверсифицировать направления продаж.
Следующее СРП на разведку, разработку и добычу по перспективному блоку Абшерон (доказанные запасы структуры, по данным SOCAR, составляют 300 млрд. м3 газа и 45 млн. т конденсата) в азербайджанском секторе Каспия подписано, согласно информации минпромэнергетики АР, в июне 2008-го между SOCAR и Total (Франция). В долевом распределении поначалу на Total приходилось 60%, на SOCAR — 40%, но в июне 2010 г. французская компания Gaz de France SUEZ перекупила у Total 20%. В конце прошлого года началось разведочное бурение на шельфовом месторождении Абшерон, доказанные запасы которого достигают 300 млрд. м3, а в перспективе, возможно, 1,2 трлн. м3.
В ноябре 2010-го было открыто еще одно крупное месторождение — Умид, с запасами около 250 млрд. м3 газа и 40 млн. т конденсата.
По мнению экспертов, освоение Абшерона и Умида вместе с запуском Шах-Дениза-2 позволит к 2020 г. экспортировать более 30 млрд. м3 газа в год.
Кроме того, SOCAR и иностранные компании продолжают исследования по оценке запасов углеводородов на шельфовых перспективных структурах Нахчыван, Бабак, Шафаг, Асиман и др.
В мае текущего года парламент АР — милли меджлис — ратифицировал 30-летнее СРП на разведку и разработку морских блоков Шафаг и Асиман в азербайджанском секторе Каспия, подписанное в октябре 2010 г. компаниями SOCAR и ВР (по 50%). Разведочный период — четыре года (с возможностью продлить еще на три года). Прогнозные запасы структуры площадью 1100 км2 — 300—500 млрд. м3 газа.
Часть доходов от реализации нефтегазовых контрактов аккумулируется в Государственном нефтяном фонде АР (в 2010-м — $16,3 млрд.), а основной объем инвестиций направляют в топливно-энергетический комплекс страны.


Основные направления экспорта углеводородов
В ближайшие годы в связи с ростом добычи углеводородов на месторождениях шельфа Каспия все большее значение приобретает решение проблемы их транспортировки. Выгодное геополитическое положение Украины предоставляет ей широкие возможности для импорта углеводородов из Каспийского региона, а также их транзита в страны Европы через нашу территорию (мощности существующих трубопроводов и загруженность проливов из Черного моря в Средиземное не позволяют существенно увеличить объемы транспортировки в Европу).
Азербайджан экспортирует нефть по следующим основным маршрутам (см. рисунок): через порт Новороссийск в РФ (в 2010 г. на это направление пришлось 5% объема экспорта нефти), грузинские порты Батуми, Кулеви и Супса (10%), турецкий Джейхан (82%), расположенный на Средиземном море, а также по железной дороге (3%).
Для увеличения объемов транспортировки углеводородов в АР реализуются проекты по строительству новых и наращиванию пропускной способности существующих трубопроводов, расширению танкерного флота; модернизации и развитию железнодорожной сети.
Перспективны следующие маршруты транспортировки нефти из Каспийского региона в страны Европы и Средиземноморья (в скобках указана максимальная годовая пропускная способность, млн. т):
— по нефтепроводам БТД (50), БС (7,5), Самсун—Джейхан (60—70), Бургас—Александруполис (35—50), Констанца—Триест (90), Одесса—Броды (14,5), БН (5);
— танкерами из Батуми, Супсы, Новороссийска и Кулеви в Одессу, Самсун, Бургас и Констанцу;
— железной дорогой — Баку—Батуми; Баку—Кулеви; Баку—Карс.
В нынешнем году, по данным SOCAR, запланировано экспортировать по БН, БС и БТД соответственно 2, 4 и 39 млн. т нефти. На нефтеперерабатывающие заводы компании SOCAR будет направлено 6,5 млн. т.
Ежегодное увеличение добычи газа, открытие новых месторождений, большое количество перспективных газовых залежей обусловливают большой спрос на азербайджанский газ и множество предложений относительно маршрутов его транспортировки. При этом в ближайшем будущем поставки газа из АР могут быть значительно увеличены за счет транспортировки его из среднеазиатских стран.
Одна из основных предпосылок поставок газа из Каспийского региона по различным маршрутам — наличие готовой, эффективной и безопасной инфраструктуры и конкурентных условий для транспортировки.
Сроки разработки азербайджанских нефтегазовых месторождений существенно зависят от развития системы МГ страны. При действующих сегодня трех экспортных газопроводах АР может экспортировать не более 11 млрд. м3 в год (в Грузию, Иран, Россию, Турцию и Грецию).
Кроме того, в составе газотранспортной системы страны эксплуатируются два ПХГ: Галмазское (активный объем — 1,1 млрд. м3) и Гарадагское (0,5 млрд. м3), которое находится в стадии реконструкции с целью повышения активного объема до 2,3 млрд. м3. Геолого-технологические условия позволяют увеличить суммарную мощность ПХГ до 6,5 млрд. м3, но для этого необходимы инвестиции до $400 млн.
Азербайджан поддерживает реализацию проектов «Южного энергетического коридора» (ЮЭК), предусматривающих строительство системы газопроводов для транспортировки в Европу газа, добываемого в бассейне Каспия, в составе: Nabucco, TAP (TransAdriatic Pipeline — Трансадриатический газопровод) и ITGI (Интерконнектор Турция—Греция—Италия). Декларация по ЮЭК была подписана на саммите ЕС в Праге в мае 2009 г.
В январе текущего года в Баку Ильхам Алиев и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу подписали Декларацию о «Южном газовом коридоре», а министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев и еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер — протокол о намерениях по реализации данного проекта. Из представителей АР и ЕС сформирована рабочая группа для решения правовых, политических, коммерческих, технических и других вопросов, связанных с поставленной задачей.
Проект Nabucco предполагает транспортировку природного газа из Каспийского региона в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Он рассчитан на ежегодную транспортировку 31 млрд. м3 газа, что составит не более 5% потребностей Евросоюза в газе в 2020 г. Для реализации проекта создан консорциум Nabucco Gas Pipeline International из шести компаний (с равными долями по 16,67%) в составе австрийской OMV, венгерской MOL, болгарской Bulgargaz, румынской Transgaz, турецкой Botas и немецкой RWE.
В сентябре 2010 г. консорциум объявил, что Мировой банк, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития подписали мандат в поддержку проекта. Далее консорциум запросил с потенциальных поставщиков (Азербайджан, Туркменистан, Ирак) гарантии на поставки газа.
В январе Ильхам Алиев лично пообещал Жозе Баррозу 21 млрд. м3 газа в год с 2018 г., что позволяет начать строительство Nabucco. В мае текущего года консорциум наметил приступить к его строительству в 2013 г. и начать поставки по нему в 2017-м, а стоимость реализации проекта увеличилась с 7,9 млрд. евро до 10,7 млрд. евро.

По ITGI (проект Poseidon)
протяженностью около 800 км планируется транспортировать газ с месторождения Шах-Дениз-2 по маршруту Турция—Греция—Италия. Предполагается, что мощность трубопровода составит примерно 11,8 млрд. м3, в том числе намечена поставка газа в Италию и Грецию в объеме соответственно до 8,2 и 3,6 млрд. м3. Оценочная стоимость строительства — 3,4 млрд. евро, его начало намечено на текущий год, а ввод в эксплуатацию — на 2015-й. Акционеры — греческая газовая компания Depa и итальянская Edisson.

Газопровод TAP протяженностью 520 км, предназначенный для поставки газа в Юго-Восточную Италию через Грецию и Албанию, включает в себя подводный участок (около 120 км) от Албании до Италии. В Италии и Греции будет подключен к уже существующей газотранспортной инфраструктуре. Его начальная пропускная способность составит 10 млрд. м3 в год, а в перспективе — до 20 млрд. м3.
Оценочная стоимость проекта строительства — 1,5 млрд. евро. Акционеры — швейцарская компания EGL (42,5%), норвежская Statoil (42,5%) и немецкая E.ON Ruhrgas (15%). Строительство начнется в 2013 г., а поставка газа — в 2017-м (с вводом в эксплуатацию Шах-Дениза-2). В текущем году планируется принять заключительное инвестиционное решение по проекту. Задержка строительства газопровода связана с отсутствием гарантированных источников поставок газа и с экономическим кризисом в Европе, который привел к уменьшению потребления газа в странах ЕС.
Эксперты ЕС, по информации агентства Reuters, предлагают объединить проекты газопроводов Nabucco и ITGI с увеличением мощности газопровода, который будет проходить по территории Турции (речь о том, чтобы начать реализацию недорогого проекта ITGI, а потом расширить его).

Проект «Южный газовый коридор» может быть реализован в два этапа: первый — поставка газа через Грецию в Италию; второй — строительство отвода от магистрального газопровода по запланированному маршруту Nabucco на север Австрии.

Для транзита через Турцию газа из Шах-Дениза-2 к 2017 г. будет, согласно оценкам специалистов компании BP-Azerbaijan, построен параллельно БТЭ новый газопровод мощностью до 16 млрд. м3 в год. При этом компании, входящие в консорциум по разработке Шах-Дениза, не участвуют в проекте Nabucco, а Statoil выступает одновременно акционером проектов «Шах-Дениз» и TAP, в которых ее доля составляет соответственно 25,5% и 42,5%. Поэтому при увеличении пропускной способности БТЭ с 8 до 24 млрд. м3 в год около 10 млрд. м3 транспортируемого газа будет предназначено TAP.
Для строительства, как подсчитали эксперты, потребуется около $3 млрд. инвестиций. Оператором нового газопровода может стать компания SOCAR. Для переговоров с турецкими и европейскими покупателями газа была создана специальная группа по экспорту из представителей компаний BP, Statoil, SOCAR и Total.

В ноябре 2009 г. было подписано соглашение между компаниями «Булгартрансгаз» и SOCAR на поставку 1 млрд. м3 сжатого газа в Болгарию. Также предусматривается поставка в эту страну СПГ танкерами через Черное море. Такая транспортировка обходится дорого, но это, по мнению болгарского правительства, выгоднее, чем строить терминал. Если объем поставок газа танкерами дойдет до 7—8 млрд. м3, часть его может быть экспортирована в третьи страны. Строить танкеры для транспортировки сжатого газа будет южнокорейская компания Hyundai.
Планируется, что в этом году SOCAR и Bulgargaz подпишут между собой договор, где будут определены практические шаги для реализации в ближайшие годы проекта поставки сжатого газа из грузинского порта Кулеви в болгарский — Варну. Сейчас рабочая группа из представителей обеих компаний разрабатывает технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. По сообщениям СМИ Болгарии и Азербайджана, проблем с финансированием нет, так как крупные финансовые институты готовы выделить средства на достаточно эффективный и рентабельный проект. При этом потребность Болгарии в газе составляет 3—4 млрд. м3 в год.

Проект AGRI (Интерконнектор Азербайджан—Грузия—Румыния), поддерживаемый ЕС, предусматривает перевозку танкерами СПГ из Кулеви в румынский порт Констанца в объеме до 8 млрд. м3 в год. В том числе 2 млрд. м3 будет поставляться в Румынию и 6 млрд. м3 — в другие страны Европы. В Кулеви построят терминал по сжижению газа, а в Констанце — по регазификации. Стоимость проекта — 4—6 млрд. евро. До сентября текущего года намечено разработать ТЭО.
В рамках проекта планируется построить от Сангачальского терминала (см. приведенную схему) на Каспии (Азербайджан) в Кулеви газопровод — пропускной способностью не менее чем 20 млрд. м3 газа в год. Это необходимо, чтобы обеспечить реализацию в полном объеме проекта AGRI, включая поставки СПГ в Украину (до 5 млрд. м3) и сжатого газа в Болгарию.
В феврале нынешнего года в Бухаресте министры Азербайджана, Венгрии, Грузии и Румынии подписали совместную декларацию по AGRI, на основании которой в состав реализаторов этого проекта принята венгерская компания MVM. Также в Румынии зарегистрирована совместная компания, которая будет заниматься подготовкой ТЭО нового проекта и поиском источников финансирования. Участниками СП с долей по 25% стали ROMGAZ, GOGC, SOCAR и MVM. В рамках AGRI предусмотрено строительство газопровода Румыния—Венгрия (Арад—Сегед). В апреле Азербайджан, Грузия, Болгария и Румыния подписали меморандум, согласно которому терминал в Кулеви должен быть построен в 2013-м.

С будущего года, по данным SOCAR, Азербайджан будет экспортировать в Сирию около 1 млрд. м3 газа в год, а с 2015-го объем увеличится до 2 млрд. м3. В текущем году должен войти в строй газопровод Алеппо—Килис, который соединит сирийскую и турецкую газовые сети. Намерение ежегодно закупать до 1 млрд. м3 азербайджанского газа выразила также Иордания.

Таким образом
, для реализации всех перспективных проектов по экспорту газа Азербайджан с 2015 г. должен ежегодно экспортировать более 23 млрд. м3, а с 2017-г. — 55,0 млрд. м3 газа. Эти планы АР реализуются при условии увеличения добычи газа и пропускной способности газопровода БТЭ впятеро — до 40 млрд. м3 газа в год. Если будет реализован проект строительства Транскаспийского газопровода (обозначен на ранее приведенной схеме), то при реверсном режиме его работы у Азербайджана появятся дополнительные возможности по экспорту газа в Китай, а у Туркмении — в Европу, в зависимости от спроса на газ в соответствующих регионах.
Осуществление совместных с Украиной проектов в нефтегазовой отрасли, перечисленных в начале статьи, откроет перед Азербайджаном новые рынки сбыта энергоносителей. Сегодня АР заинтересована в увеличении количества маршрутов транспортировки углеводородов, что позволит не только обеспечить диверсификацию и безопасность поставок, но и значительно увеличить прибыль.

Авторы: 
Евгений БАКУЛИН, председатель правления НАК «Нафтогаз Украины»
Ярослав ЯРЕМИЙЧУК, главный инженер ДК «Укргазвидобування» НАК «Нафтогаз Украины»
Игорь ШВАЧЕНКО, кандидат технических наук

Источник: http://2000.net.ua/2000/derzhava/resursy/73798
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments