Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Китай-Россия: спор о цене-2

Гонконгская Asia Times опубликовала статью по поводу китайско-российского спора, возникшего при оплате поставок нефти.

Россия и Китай спорят по поводу нефтяных цен и поставок (5 мая 2011г.)


Когда провозгласившие себя стратегическими союзниками Россия и Китай в чем-то не соглашаются, они всячески маскируют свои противоречия, выпуская коммюнике с обещаниями найти взаимоприемлемые решения во время следующего раунда переговоров, либо после следующего. Если Москва и Пекин ссорятся, проявления дружеских чувств иссякают, и взаимное молчание может показаться оглушительным.
Но не в этот раз. Прошло всего четыре месяца с тех пор, как первая российская нефть пошла по трубопроводу в нефтяной город Дацин, что на северо-востоке Китая, и российская трубопроводная компания "Транснефть" обвинила китайскую China National Petroleum Company (CNPC) в нарушении контракта на поставку топлива. Теперь она грозит начать в Лондоне судебный процесс.

CNPC вообще не признает наличие спора, и китайская позиция вполне понятна. China National Petroleum Company заявляет, что русские выполняют свои обязательства по поставке нефти по новому трубопроводу в согласованных месячных объемах в соответствии с ценовой формулой, на выработку которой у двух сторон ушли годы. Но для русских такая формула становится все более неприемлемой, поскольку спотовая цена на нефть уверенно идет вверх.

Все, о чем сообщили китайцы, содержалось в заявлении официального представителя Министерства иностранных дел Китая Хун Лэя (Hong Lei) от 21 апреля:
"В настоящее время [трубопровод] функционирует в нормальном режиме, перекачка нефти по нему идет стабильно. Что касается конкретных вопросов, возникших в ходе сотрудничества, то мы уверены в том, что они будут позитивно разрешены путем дружественных консультаций на основе взаимной выгоды и обоюдного выигрыша".
Это такое дипломатическое выражение, означающее, что свалившаяся прямо с неба разница между контрактной и рыночной ценой на нефть должна остаться в китайском кармане.
Сразу после первомайских праздников представитель Транснефти Игорь Демин сообщил Asia Times Online, что поставки нефти действительно идут нормально, и что переговоры о том, сколько должны платить китайцы, продолжаются. Но он не стал называть эти переговоры с ценовым торгом дружественными. Китайская сторона, заявил он, ведет себя недобросовестно, хотя это крупнейшее соглашение о поставках нефти и предоставлении займа, когда-либо подписанное данными странами с кем бы то ни было.

Транснефть сообщила Asia Times Online, что упадок доверия между Россией и Китаем связан с ценообразованием на ту нефть, которую российская компания перекачивает по своему новому сибирскому нефтепроводу от Сковородино до китайской границы, делая это в соответствии с контрактом, подписанным в 2008 году с CNPC. Руководители Китая и России официально открыли этот трубопровод по обе стороны границы 25 сентября прошлого года. Транснефть не сообщает, какой была ценовая формула в первоначальном контракте. Отраслевые источники в Москве говорят, что формула эта является секретной, но они не знают, почему это так.

По словам одного из них, аналитика из ОМТ Михаила Мулгачева, поставляемая в Дацин российская нефть известна под названием "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО или ESPO). Ее цена привязана к международному ценовому ориентиру на нефть марки Brent, говорит он, хотя сибирская нефть наверняка дешевле. Он отмечает, что нет никакой публичной информации о контрактном "механизме соотношения" цен между марками Brent и ВСТО.

"Мы считаем, что ее продают [CNPC] дешевле того, что она стоит", - заявляет Мулгачев.

Сколько стоит такая нефть – это зависит от того, на какой стороне границы вы находитесь, а также от того, продаете вы ее или покупаете. В 2008 году, когда русские и китайцы вели переговоры об условиях поставок нефти ВСТО, Китай, насколько известно, настаивал на скидке в соотношении с маркой Brent в размере 2-3 доллара за баррель.

Разногласия и споры по поводу трубопроводного проекта ВСТО мешают его реализации с тех пор, как идея строительства нефтепровода возникла десять с лишним лет назад у ЮКОСа, который возглавлял Михаил Ходорковский. Первоначальные переговоры с Пекином также вели представители Ходорковского. Их попытка ликвидировать монополию Транснефти на трубопроводный нефтяной экспорт стала одной из многих проблем, вызвавших арест Ходорковского в октябре 2003 года, суд над ним и вынесение ему обвинительного приговора.

ЮКОС перешел в руки Роснефти, а Ходорковского в роли главной пробивной силы этого проекта сменил заместитель премьер-министра Игорь Сечин. Но это не помогло устранить многочисленные переговорные преграды, возникавшие с обеих сторон. Когда переговоры в 2009 году наконец завершились, условия были таковы. Пекин осуществляет финансирование в размере 25 миллиардов долларов, и это самый крупный кредит, выданный России. Он делится между Транснефтью (10 миллиардов долларов) и Роснефтью (15 миллиардов долларов). Выплаты привязываются к поставкам нефти, к их объему, а также к цене. Похоже, что китайская сторона согласилась на льготную межгосударственную процентную ставку по кредиту, причем на том условии, что Россия предложит ответные льготы по ценам на нефть для CNPC.

Накануне церемонии завершения строительства трубопровода в прошлом году премьер-министр Владимир Путин заявил: "Для Китая это стабильные поставки в энергетический баланс страны, для нас – выход на новые многообещающие рынки, а в данном конкретном случае, выход на расширяющийся китайский рынок".

Но сейчас все это кажется выдачей желаемого за действительное. 1 января этого года CNPC опубликовала заявление, в котором говорится: "В 6:30 по местному времени был открыт вентиль на российской станции отбора в Сковородино. 1 января 2011 года в 5:48 по пекинскому времени российскую нефть начали закачивать в нефтяные резервуары в уезде Мохе в Китае. Около 11:00 перекачивающая станция в Мохе начала подавать нефть в Дацин, что стало официальным началом подачи сырой нефти через приемный канал. После поступления на станцию Линьюань в Дацине российская нефть будет подаваться по северо-восточной нефтепроводной сети на нефтеперегонные заводы в Даляне и Фушуне, а потом переработанные нефтепродукты будут поступать на рынок. Раньше Китай импортировал нефть из России по железной дороге. С вводом в эксплуатацию российско-китайского нефтепровода не только увеличится пропускная способность, но и повысится безопасность, а также сократятся транспортные издержки".

Китайцы также планируют протянуть свою часть трубопровода от Дацина до Тяньцзиня, где намечено построить новый нефтеперерабатывающий завод.

Однако сейчас, по заявлениям Транснефти, китайская сторона требует, чтобы цена поставляемой по трубопроводу нефти была равна цене нефти, загружаемой в танкеры в бухте Козьмина в Японском море.

Порт Козьмино начал загружать танкеры в 2010 году, и концу года оттуда было отправлено 15,3 миллиона тонн (около 300000 баррелей ежедневно). Нефть шла в следующие пункты назначения: Япония – 30%, Южная Корея – 29%, США – 16%, Таиланд – 11%, Китай – 8%, Филиппины – 3%, Сингапур – 2%. Сейчас порт работает на полную мощность. Поэтому, когда вторая ветка трубопроводной системы ВСТО с пропускной способностью до 30 миллионов тонн дойдет в 2014 году до Находки, как минимум треть этого объема будет поставляться на новый нефтеперерабатывающий завод, который построят поблизости.

В феврале этого года американская информационная компания Platts, следящая за рынками нефти, провела исследование, по результатам которого сообщила следующее. Пока результаты анализов образцов поставляемой из Козьмино нефти не подтвердят, что по содержанию серы и по прочим характеристикам она более десульфурированная и дешевая в переработке, чем топливо из Дубаи, сибирский сырец будет продаваться дешевле западных марок. Но к концу декабря прошлого года нефть из Козьмино стоила дороже дубайской на 2 доллара за баррель.

Похоже, что русские хотят заставить и китайцев платить за свою нефть дороже. Если премию в 2 доллара прибавить к каждому из 311643 баррелей, ежедневно перекачиваемых через ВСТО в Дацин, то получится дополнительно 19 миллионов долларов в месяц. Демин из Транснефти сообщил Asia Times Online, что CNPC ежемесячно платит на 20 миллионов меньше, чем положено.

Представитель Транснефти заявил Asia Times Online следующее: "В нашем контракте с CNPC был оговорен рыночный механизм ценообразования на поставляемую нефть с использованием рыночных механизмов. Для расчета стоимости нефти в тихоокеанском регионе Транснефть использует цены, предлагаемые публикациями Petroleum Argus (еженедельное издание с обзором и анализом тенденций в мировой нефтяной промышленности – прим. перев.). Китайская сторона согласилась с этим. Но сейчас они отказались от своих слов и заявляют, что ценовой механизм несправедлив, указывая на разницу в ценах на нефть в Сковородино и в Козьмино. Но дело в том, что цены образуются не из издержек на добычу и транспортировку, а исключительно исходя из ситуации на рынке. Большая часть нефти Восточного нефтепровода добывается на Ванкорском нефтегазовом месторождении (принадлежит Роснефти). Но существуют месторождения, находящиеся ближе к Козьмино, а цена все равно одна и та же.

Даже если мы признаем, что считать надо с учетом транспортных издержек, то в России существует единый тариф для Восточной Сибири и Дальнего Востока, и нет никакой разницы в цене для нефтяных компаний, из какого бы участка Восточного трубопровода они ни получали нефть. А это значит, что своим заявлением китайская сторона пытается вмешиваться во внутренние дела России и навязывает нам свою социалистическую систему. Россия давно отошла от социализма, и нам нужно справедливое рыночное ценообразование".

Демин также проинформировал Asia Times Online, что существует спор с CNPC по поводу объемов поставок. "CNPC сейчас хочет, чтобы мы увеличили объемы поставок с 15 до 30 миллионов тонн в год. Соглашение, которые мы подписали, предусматривает на 20-летний период ежегодный объем в 15 миллионов тонн. Поэтому мы не можем пересматривать условия соглашения так скоро. На сегодняшний момент CNPC недоплачивает нам 20 миллионов долларов в месяц, а если мы увеличим поставки вдвое, то недоплата, скорее всего, удвоится. Мы представили им очень веские обоснования таких цен, а они только и говорят, что цены "несправедливые". Тихоокеанский регион является одной из наших главных целей. Основные покупатели Транснефти это Япония и Южная Корея. Китай стоит на третьем месте, а США на четвертом. Нефть ВСТО является хорошей заменой нефти с Аляски, и мы считаем, что США скоро обгонят Китай в нашем списке покупателей".

Это весьма необычное проявление откровенности со стороны государственной трубопроводной компании, чей руководитель Николай Токарев сделал себе карьеру на секретности. Это тем более любопытно, заявляет российский аналитик по вопросам заключения государственных контрактов Алексей Навальный.

Он рассказал Asia Times Online, что конфликт у CNPC возник на самом деле не с трубопроводной компанией "Транснефть", а с нефтедобывающей государственной компанией-экспортером "Роснефть". Навальный как акционер Роснефти хочет, чтобы московский суд раскрыл условия контракта компании на поставку нефти CNPC. Он считает, что установленная Роснефтью ценовая формула "далека от рыночной". Соответственно, вполне понятно, почему российская сторона хочет теперь извлекать больше прибыли от поставок, а китайцы настаивают на сохранении контрактной формулы.

Навальный не строит никаких предположений о том, как нефтяное ценообразование привязывается к выплатам сумм по китайскому кредиту, которые осуществляют Роснефть и Транснефть.

Tags: Китай-Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments