Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

О Шёлковых путях

Тема Шёлковых путей - очень интересная и перспективная. Но в ней существует некоторая путаница. 
Есть два проекта: с одной стороны, Евразийский трансконтинентальный мост и, с другой стороны, прозападный путь в обход границ России и Китая.  
Путаница обусловлена тем, что оба проекта "шёлковые" и работа над каждым ведётся активно. Но победить, т.е. реально состояться на практике, может только один проект. На двоих ресурсов не хватит.
Ещё один аспект проблемы: "шёлковые пути" - это не перспектива завтрашнего дня. И больше рассчитана на долгосрочный - в лучшем случае, среднесрочный - период. Как правило, на такой период заглядывают лишь немногие стратеги. Обыватели часто не задумываются даже о завтрашнем дне. 
И евразийский, и прозападный шёлковые проекты активно выстраиваются, но при этом у каждого есть свои проблемы. Оба "пути" пересекаются в регионе АфПак. И для обоих "шёлковых путей" наибольшую опасность представляет талибский Афганистан. 

Евразийский Шёлковый путь, ради запуска которого в своё время была создана ШОС, имеет меньше преград. Китай показывает наибольшую динамику дорожного строительства, у него уже даже есть выходы в сопредельные страны: и в Казахстан, и в Таджикистан, и в Узбекистан. Россия также уже стала выравнивать своё транспортное отставание: сибирское ралли практически готово (ранее я это уже отмечал). Есть ещё Беларусь, где тоже всё нормально. Более того, за год Януковича Шёлковый путь продвинулся и по большей части Украине и сейчас упёрся в фрондирующую Галичину. Ну а там предстоит более важная проблема - строптивая Польша, верно отплясывающая на вашингтонском поводке. 
Что касается Афганистана - с ним ШОС ведёт отдельную работу. Карзаю самому нужна стабильность и точка опоры и он прекрасно видит: ни НАТО, ни США такую точку опоры ему дать не могут.

Прозападный (обходной) Шёлковый путь формально идёт через Китай, но фактически - через фрондирующие СУАР, ТАР, Маньчжурию, а также Монголию, Корею и на Японию. Правда, данный дальневосточный участок - наиболее аморфный и проблемный. Его сейчас трогать не будем. Сосредточим внимание на противоположном направлении. 
Проблемы у "прозападного ШП" начинаются уже в Кашмире (который пытается вернуть Индия) (а коридор проходит через Каракорумское шоссе), далее идёт Пакистан (где главные проблемы возникают на линии Дюранда, терзаемой талибами из Афганистана). 
После Пакистана - следующая проблемная остановка - Иран (это самая главная проблема Запада). В Иране для "обходного шёлкового пути" есть шанс, если произойдёт радикальная "революция" и смена тамошнего клерикального режима. Но фактические любая "революция" в Иране ещё более проблемна, чем в соседнем Азербайджане. 
Далее внимательно - прозападный Шёлковый путь идёт на ТУРЦИЮ, а НЕ на Грузию. Вчера шёлковую линию мы попытались увести несколько в другую сторону. Но по Грузии всё же нужно сейчас пояснить отдельно. 
Грузия, действительно, находится в центре всех "шёлковых путей", но их евразийский вариант не только более реален. При этом уже отчасти работает на практике. Кстати, Грузия - более предпочтительна и для Запада, и для Евразии даже в сравнении с Украиной.  Присмотримся сейчас к этому внимательнее. 
Через Грузию, действительно, уже проходят ряд стратегических проектов. Например, нефтяной БТД и недавно подписанный "Одесса-Броды". Под вопросом пока что находятся газовые перспективы Шах-Дениза, но в условиях ступора "Набукко" есть шансы, что эти запасы тоже останутся в пределах Евразии. Есть ещё один немаловажный факт: повышенное военное присутствие России в Кавказском регионе, которое нивелирует любые поползновения Запада вторгнуться со своими интересами.  
Таким образом, Запад будет обходить не только Россию, но и Грузию, и весь Кавказ, и всю Евразию вообще. 
А по большому счёту, в центре прозападного Шёлкового пути находится отнюдь не Грузия, а, прежде всего, КУРДЫ, которых, правда, в свою очередь, ещё предстоит для этого основательно разбудить и расшевелить. 
Грузия уже получает преимущества от БТД, но не будем забывать, что нефтепровод проходит и через курдов. Но у Грузии всё ещё есть козырь Шах-Дениза, который перекрывает все нынешние преимущества курдов. 
И ещё обратите внимание на строящуюся транскавказскую магистраль: Баку-Ахалкалали-Карс. Это - реальный проект и, скорее всего, будет завершён. Но посмотрите на карту: магистраль проходит В ОБХОД КУРДОВ
Ну а дальше - через Турцию и в европейском направлении - я уже довольно подробно писал. Турции нет никакого смысла ссорить с Европой и здесь стратегия англо-саксонской связки даёт свои сбои. 
В результате, англо-саксы сейчас думают, как бы сдержать сразу и Европу, и Турцию, и Евразию одновременно. 

Что касается "шёлковых путей" и Украины.
Украина выбыла из ВСЕХ прозападных проектов ещё после Августа-2008. Кроме Ющенко, украинские каспийские нацинтересы никто не защищал. В то время, как "массовка" и "болото", ориентирующееся на Тимошенко, предпочло вместе с лидеркой засунуть свои головы в одно место. Кстати, является ещё одним показателем того, что евроинтеграторов на Украине критически мало (5,%Ющенко+7,5%Яценюка).
НЕВОЗМОЖНО отстаивать евроинтеграцию и прозападные ценности и при этом НЕ поддерживать ЮЩЕНКО. 
НЕВОЗМОЖНО отстаивать евроинтеграцию и поддерживать при этом Тимошенко.  
На Украине мало настоящих и думающих евроинтеграторов, гораздо больше - еврофреников (20-25% госпожи Тимошенко). Правда, когда я так говорю, еврофреники почему-то обижаются. Хотя обижать на правду, не видя реальной оценки ситуации - глупо вдвойне.
Кстати, если уж на то пошло, что пророссийски ориентированных и, тем более, евразийских - на Украине тоже пока что мало и совсем не больше, чем сторонников Ющенко. При чём у пророссийских сил нет даже никаких зацепок в разорванном и растерзанном украинском информпространстве.  

Украина выбыла с прозападных проектов Шёлковых путей ещё в 2008 году. Хотя, напомним, именно Тимошенко первой дала клич о "Белом потоке" (ещё в 2005 году), но в итоге этот поток ушёл всё-таки в Румынию (в 2009 году). ВОНА всю свою политическую карьеру только тем и занималась, что истерически кричала. Но ничего на практике не делала, зато запарывала всё то, что делали другое. 
Ну а нынешний аверс "Одесса-Броды" - это уже естественно никакой не прозападный проект. А чистый муляж и извращение былых смыслов.  Ирония Судьбы: Грузия и Украина не просто объединились, но объединились на основе интересов Евразии. И вовсе не под интересами Запада. 

Вывод: чтобы окончательно не выпасть из всех Шёлковых проектов и не превратиться в "серую зону" - Украине (и Грузии, ктстати) нужно активнее вовлекаться в Евразийский трансконтинентальный транспортный мост. 
Tags: Шёлковый путь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments