Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

К битве за шельф

США должны принять ответные меры на случай поставок российских истребителей Су-35 в Китай (The Wall Street Journal, 10 декабря 2010 г.)
…. Сообщения о том, что Россия намерена продать Китаю 48 истребителей Су-35, являются еще одним предупреждением того, что намечается опасная тенденция по нарушению военного баланса в Восточной Азии. Китай не просто наращивает количество самолетов, ракет, надводных кораблей и подводных лодок, которых он может использовать для увеличения своего влияния в регионе, но растущие экономические и технологические возможности Китая позволяют ему скупать современные виды вооружений в России. Такое положение дел требует от США уделять больше внимания поддержке своих вооруженных сил и военных потенциалов союзников на должном уровне.
Последнее десятилетие Москва не была готова к продаже самых современных вооружений Китаю, и на то были веские причины. Как сообщала наша газета, в 1990-х годах Пекин закупил большое количество российских самолетов и ракет, а затем начался их копированием. Теперь китайцы конкурируют с русскими на рынке дешевых видов вооружений.
Но чем высокотехнологичнее оружие, тем сложнее его копировать. Китайцы по-прежнему зависят от русских в разработке и производстве некоторых ключевых компонентов вооружений. Китай по-прежнему сталкивается с трудностями, когда дело касается разработки и производства самых современных видов военной техники и оборудования. Они находятся перед выбором – потратить много времени и ресурсов, чтобы самим создавать эти технологии без всякой гарантии на успех, или же согласиться на закупку этих систем в России, согласившись на этот раз соблюдать права интеллектуальной собственности.
Россия находится перед вопросом, как сохранить свое технологическое превосходство. Китайские деньги могут быть использованы для разработки долгосрочной программы разработки истребителя пятого поколения. Таким образом, сделка по Су-35 может стать основой для развития нового уровня сотрудничества между двумя странами.
Су-35 является достаточно передовым в технологическом отношении истребителем поколения 4++. Это означает, что превосходство над ним определенно могут иметь только истребители пятого поколения. В прошлом году администрация Обамы решила запретить дальнейшее производство истребителя F-22, который является единственным самолетом пятого поколения, находящимся на вооружении ВВС США. Вашингтон имеет ограниченные возможности для развертывания истребителей этого типа, чтобы оказать поддержку своим азиатским союзникам, что означает, что ВВС Китая будут иметь численное и технологическое превосходство в регионе.
Союзник США в этом регионе Тайвань особенно озабочен этой опасностью. Даже сейчас НОАК, вероятно, будет иметь превосходство в воздушных боях над островом. Это означает, что риск эскалации ситуации и возможность ошибок увеличивается.
Тайвань срочно нуждается в наращивании своего оборонительного потенциала. Лучший способ повысить эффективность военного арсенала островного государства это продать Тайбэю современные версии истребителя F-16, которые дадут возможность достижения относительного паритета с истребителями Су-35, а еще лучше надо продать Тайваню более мощные двухдвигательные боевые самолеты F-18. Такие шаги со стороны США, конечно, вызовут новое временное обострение отношений с Китаем, но Вашингтон не должен отказываться от поддержки Тайваня.
Рост военного потенциала Китая идет быстрыми темпами. Администрация Обамы должна действовать безотлагательно, если она желает сохранить баланс сил в Азии и продолжать оставаться гарантом стабильности в регионе.



Россия за последние годы сотрудничества в области ВТС с Китаем поставила в эту страну 280 самолётов семейства "Су", что привело к насыщению рынка.
Об этом заявил глава делегации ФГУП "Рособоронэкспорт", начальник департамента экспорта специмущества и услуг ВВС Сергей Корнев.
"Сейчас в связи с насыщением китайского рынка вооружений объемы заказов по линии ВВС между нашими странами упали. Это также связанно с тем, что доктрину поставок определяет заказчик, однако Китай активно продолжает закупать в России авиационные двигатели", - сказал Корнев на международном авиакосмическом салоне Airshow China 2010.
Касаясь реализации тендера на поставку в Индию 126 самолетов, Корнев сообщил, что "Рособоронэкспорт" ожидает, что в первом квартале 2011 года Индия обнародует "короткий список" участников тендера.
"Мы выполнили все три этапа испытаний, ожидаем, что в первом квартале 2011 года будет объявлен "короткий список", это прерогатива заказчика - Минобороны Индии",- сказал Корнев.
По его словам, Россия надеется, что отечественные самолеты будут в этом списке.
Глава делегации также отметил, что Китай по прежнему является стратегическим партнером России, но в настоящее время существенно сместились акценты в ВТС между нашими странами.
"В настоящее время восстанавливается производство глубоко модернизированного транспортного самолета нового поколения Ил-476 в Ульяновске. Мы предлагаем китайской стороне эти самолеты. Это будут новые контракты", - уточнил Корнев.
Отвечая на вопросы корреспондента РИА Новости, что сейчас больше всего интересует военных специалистов из Китая по линии ВВС, а также на чем сконцентрировалась в настоящее время китайская промышленность, Корнев сказал, что китайцев в настоящий момент интересуют авиационные двигатели.
"Обратите внимание, что все последние китайские проекты сконцентрированы именно на авиационных двигателях", - отметил Корнев.
17 ноября, РИА Новости



В ближайшие три года Россия поставит в Китай оружия и техники на сумму в $1,3 млрд.
Как  сказал глава Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, Россия будет по-прежнему  преобладать на китайском рынке оружия. В $1,3 млрд. до 2013 года  не включены обязательства, договоры, которые были подписаны по итогам сессии российско-китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству, прошедшей 9 ноября в Пекине.
Невзирая на очевидную  практику копирования Китаем отдельных систем оружия и военной техники советского и российского производства, продажи оружия в Китай имеют хорошее будущее, считает эксперт.



Китай клонирует и продает российские истребители 
(The Wall Street Journal, 6 декабря)

Чжухай, Китай – Спустя год после распада Советского Союза испытывавший нехватку денежных средств Кремль продал Китаю значительную часть своего огромного военного арсенала, включая гордость российских ВВС – истребитель Су-27.
На следующие 15 лет Россия стала самым крупным поставщиком оружия в Китай, обеспечив поставку в эту страну истребителей, эсминцев, подводных лодок, танков и ракет на общую сумму от 20 до 30 миллиардов долларов. Она даже продала Пекину лицензию на производство истребителя Су-27 – из импортных российских деталей.
Но сегодня эта золотая жила для России иссякла, а для Китая только начинается.
После многолетней работы по копированию российских вооружений Китай достиг поворотного момента. Сейчас он может самостоятельно производить многие системы вооружений, включая самые современные истребители, такие как Су-27. Он также вот-вот построит свой собственный авианосец.
Китайские инженеры не только клонировали бортовое радиоэлектронное оборудование и РЛС Су-27. Они также оснащают свой самолет последним элементом этой технической головоломки – реактивным двигателем китайской постройки.
За последние два года Пекин не разместил в России ни одного крупного заказа.
А сейчас Китай к тому же начинает экспортировать значительную часть своего оружия, подрывая позиции России в развивающемся мире, что может привести к изменению баланса сил в ряде горячих точек нашей планеты.
Такое эпохальное изменение можно было буквально физически ощутить в российском павильоне во время состоявшегося в ноябре в южнокитайском городе Чжухае авиасалоне. Россия раньше была звездой на этом шоу, приводя зрителей в восторг выступлениями своей пилотажной команды «Русские витязи», демонстрируя истребители, вертолеты и транспортные самолеты, а также заключая контракты на многие миллиарды долларов.
В этом году она не привезла на выставку ни одного настоящего самолета – только горстку пластмассовых моделей, за которыми присматривало несколько десятков скучающих менеджеров по продажам.
Китай, в отличие от России, выставил на всеобщее обозрение и на продажу самую крупную партию своей военной техники. И почти вся она основана на российских технологиях и секретах производства.
Почетными гостями на этом авиашоу стали пакистанские летчики из пилотажной группы Sherdils. Они летали на самолетах российского происхождения, которые в настоящее время производят Пакистан и Китай.
«Мы в этих взаимоотношениях были старшими партнерами – а теперь превратились в младших», - говорит Руслан Пухов, входящий в состав Общественного совета при Министерстве обороны – гражданского консультативного органа военного ведомства.
То затруднительное положение, в которое попала Россия, является отражением ситуации со многими иностранными компаниями. Китай начинает конкурировать на мировом рынке, предлагая там свои современные поезда, энергетическое оборудование и прочую продукцию гражданского назначения, которая основана на технологиях, полученных на Западе.
Но в данном случае налицо дополнительный аспект, связанный с безопасностью. Китай разрабатывает системы вооружений, включая авианосцы и палубную авиацию, которые способны создать угрозу Тайваню и бросить вызов американскому контролю над западной частью Тихого океана.
Экспорт истребителей и прочего современного оружия из Китая также грозит изменением военного равновесия на юге Азии, в Судане и Иране.
Китай по своей военной мощи по-прежнему очень сильно отстает от США, которые намного опережают все остальные страны в области производства и экспорта вооружений. В период с 2005 по 2009 годы на долю КНР приходилось 2 % от общемирового объема продаж оружия, и Пекин занимал девятое место в мире среди экспортеров. Такие данные приводит Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute - SIPRI).
Но после разгрома Японии в 1945 году ни одна азиатская страна не пытается проецировать свою военную мощь.
Быстрое освоение Китаем российских технологий вызывает вопросы по поводу сотрудничества США с гражданскими представителями китайской военной промышленности.
Китайская авиационная компания Aviation Industry Corp. (AVIC), например, строит истребители. Но она также производит новые пассажирские самолеты при помощи General Electric и прочих американских компаний из аэрокосмической отрасли. Представитель General Electric говорит, что его компания десятилетиями работает в партнерстве с зарубежными производителями двигателей и создала за это время «надежные меры защиты», обеспечивающие сохранение ее интеллектуальной собственности.
Могут возникнуть неприятные осложнения и для американской программы по созданию вооружений. В прошлом году Пентагон решил урезать финансирование F-22, который в настоящее время является самым современным в мире истребителем. Отчасти это было обосновано тем, что у Китая таких самолетов не будет еще как минимум 15 лет.
Но после этого заместитель командующего китайскими ВВС генерал Хэ Вэйжун (He Weirong) объявил о том, что в ближайшее время начнутся летные испытания китайской версии таких самолетов, которые будут введены в эксплуатацию «через 8-10 лет».
Разведывательное управление Министерства обороны США теперь говорит о том, что КНР понадобится «около 10 лет» для принятия на вооружение «в значительных количествах» истребителей, использующих технологии обеспечения малозаметности «стелс».
Тем временем, спор между Москвой и Пекином по поводу прав интеллектуальной собственности на такие системы вооружений может стать настоящим испытанием для их усилий по преодолению исторического соперничества и переходу к новой эпохе дружественных отношений.
«Мы в прошлом не уделяли достаточного внимания нашей интеллектуальной собственности, - заявил представитель российской военной промышленности, - а сейчас Китай даже создает нам конкуренцию на международном рынке».
Наиболее ярко это демонстрирует китайский истребитель J-11B, который, согласно утверждениям российских официальных представителей, является прямой копией одноместного истребителя Су-27, разработанного Советами в 70-е и 80-е годы в целях создания машины, равноценной американским F-15 и F-16.
До начала 90-х Москва не поставляла оружие в Китай из-за идеологического раскола, произошедшего в 1956 году. Раскол этот даже привел к кратковременным пограничным стычкам в 1969 году.
Но после распада Советского Союза Кремль отчаянно нуждался в твердой валюте. В 1992 году Китай стал первой страной за пределами постсоветского пространства, закупившей 24 самолета Су-27 и заплатившей за них 1 миллиард долларов.
Эта сделка стала огромной удачей для Китая, который в своих военных планах отказался от нападения на советские земли и хотел теперь реализовать территориальные притязания на Тайвань и территории, расположенные в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
Усилиям по модернизации ВВС и ВМС Китая мешало эмбарго США и Евросоюза на поставки оружия, введенное после подавления протестов на площади Тяньаньмэнь.
По словам западных военных представителей, китайцы осознали срочную необходимость программы модернизации своей армии после первой войны в Персидском заливе, когда Соединенные Штаты продемонстрировали свою подавляющую огневую и ударную мощь.
Прорыв в усилиях Пекина наступил в 1996 году, когда он заплатил России 2,5 миллиарда долларов за лицензию на сборку еще 200 Су-27, которая осуществлялась на предприятиях Shenyang Aircraft Company.
Соглашением предусматривалось, что в этом самолете, получившем название J-11, будет использоваться импортированное из России бортовое радиоэлектронное оборудование, радиолокационные станции и двигатели, и что его нельзя будет экспортировать.
Но, построив 105 таких самолетов, Китай в 2004 году неожиданно расторг этот контракт, заявив, что самолет уже не удовлетворяет его требованиям. Об этом говорят российские официальные лица и эксперты из военной промышленности.
Три года спустя российские опасения подтвердились, когда Китай показал по государственному телевидению собственную версию истребителя, назвав ее J-11B.
«Когда мы продавали лицензию, все знали, что они так поступят. Это был риск, и мы на него пошли, - говорит российский эксперт по китайской армии Василий Кашин. – В то время это был вопрос выживания».
J-11B практически идентичен Су-27, но Пекин заявил, что он на 90% китайский, и что в нем используется более современная китайская авиационная электроника и РЛС. Российский там только двигатель, сказали китайцы.
А теперь самолет оснащают и китайскими двигателями, о чем говорит заместитель президента AVIC Чзан Синьго (Zhang Xinguo) (в состав это корпорации входит Shenyang Aircraft).
«Нельзя сказать, что это просто копия, - заявляет он. – Мобильные телефоны все выглядят одинаково. Но технологии развиваются очень быстро. Даже если внешне все выглядит одинаково, то внутри не все одинаково».
J-11B поставил Россию перед трудным выбором – продолжать продажу в Китай оружия, рискуя при этом тем, что его будут клонировать, или прекратить поставки и лишиться своей доли на высокодоходном рынке.
Вначале Россия хотела прекратить переговоры о продаже Китаю истребителя со складывающимся крылом Су-33, который можно использовать на авианосцах.
Но затем она возобновила переговоры, хотя и отвергла китайское предложение о закупке всего двух машин, и настояла на поставке более крупной партии.
Официальная позиция холдинговой компании «Сухой» заключается в том, что она уверена в своем бизнесе в Китае.
Действительно, многие авиационные эксперты считают, что у AVIC есть проблемы с созданием китайского двигателя для J-11B с той же тягой и с той же долговечностью, что и у оригинального российского двигателя.
Компания «Сухой» полагает, что Китаю придется закупить Су-33 на российских условиях, поскольку Пекину трудно будет вовремя создать собственный палубный истребитель к моменту спуска на воду первых китайских авианосцев в 2011 или 2012 году.
Компания также надеется продать Китаю более современную версию Су-27 - машину Су-35, если у J-11B будут недостаточно хорошие характеристики.
«Мы просто надеемся, что наш самолет будет лучше, - говорит заместитель генерального директора «Сухого» Сергей Сергеев. – Одно дело – сделать копию ложки хорошего качества, и совсем другое – копию самолета».
Правительства России и Китая от комментариев по этому поводу отказываются.
Но в частном порядке российские представители высказывают опасения, что Китай в ближайшее время начнет массовое производство и экспорт современных истребителей – без российской помощи. С 2001 по 2008 годы Китай закупил российского оружия на 16 миллиардов долларов – это 40% от общего объема российских продаж.
Недавно на китайских военных вебсайтах были опубликованы фотографии, где показаны двигатели, установленные на J-11B и его модифицированном варианте - J-15, который будет использоваться на авианосцах.
Это еще больше усилило российские опасения по поводу того, что Китай просто скопировал Су-33, приобретенный в 2001 году на Украине. Этой информацией поделились российские эксперты по военной промышленности.
На прошлогоднем авиасалоне в Дубаи Китай впервые показал свой учебный самолет L-15. В июне Китай дебютировал на выставке вооружений Eurosatory, которая прошла во Франции.
В июле Китай впервые продемонстрировал за рубежом истребитель JF-17, разработанный совместно с Пакистаном. Произошло это на авиасалоне в британском Фарнборо.
В сентябре у Китая был один из самых крупных павильонов на выставке вооружений в Кейптауне.
«Они появляются на выставках вооружений, в которых прежде никогда не участвовали, - говорит эксперт по торговле оружием из SIPRI Симон Веземан (Siemon T. Wezeman). – Если 15 лет тому назад у них вообще ничего не было, то сегодня они предлагают сносную технику по разумным ценам».
Китай вызывает особый интерес у развивающихся стран. В частности, они интересуются относительно недорогим истребителем JF-17 с российским двигателем.
Кремль согласился на реэкспорт этого двигателя в Пакистан, поскольку там он торговлей оружием не занимался.
Но в прошлом году он пришел в ярость, когда бывшая советская республика Азербайджан начала переговоры о приобретении JF-17, о чем говорят знакомые с этой ситуацией люди.
Также в прошлом году китайские JF-17 и российские МиГ-29 конкурировали во время проведения тендера в Мьянме, которая в итоге выбрала русских, но заплатила меньше, чем они хотели.
В этом году две страны участвуют в тендере в Египте. Там Китай предложил JF-17 на 10 миллионов долларов дешевле, чем Россия свои Миг-29 стоимостью 30 миллионов долларов.
Это заставило Михаила Погосяна, возглавляющего компанию «Сухой» и компанию, производящую «МиГи», выступить с предложением о том, чтобы Кремль прекратил поставлять Китаю российские двигатели для JF-17.
Пока Кремль этого не сделал, однако российские представители в частном порядке говорят о возможности действий правового характера в том случае, если Китай будет увеличивать экспорт современных самолетов, подобных J-11B.
В прошлом месяце российское правительство выступило с новой законодательной инициативой о включении в соглашения о поставках оружия иностранным государствам положения о праве на интеллектуальную собственность.
Как сообщили знакомые с этой ситуацией люди, данный вопрос во время визита в Китай в октябре месяце поднимал и президент Дмитрий Медведев.
«Конечно, мы обеспокоены. Но мы также осознаем, что почти ничего не можем сделать», - говорит Пухов из Общественного совета при Министерстве обороны.
Отвечая на вопрос о том, какой бы он дал совет западным авиакосмическим компаниям, Сергеев из компании «Сухой» сказал: «Им следует помнить о том, какую продукцию они продают – гражданскую или двойного назначения. И крайне важно очень тщательно готовить договорную документацию».
Если Россию заботят проблемы интеллектуальность собственности, то другие страны обеспокоены вопросами безопасности. Программы по созданию вооружений, инициированные Китаем 20-30 лет тому назад, начинают приносить свои плоды, что может иметь серьезные последствия для регионального, а также глобального соотношения военных сил.
Ожидается, что J-11B будет использоваться в ВМС Китая в качестве фронтового истребителя, способного вести длительные боевые действия над всей акваторией Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.
Авианосцы и истребители J-15 еще больше усилят боевые возможности КНР по воспрещению американского вмешательства в конфликт из-за Тайваня, а также бросят вызов американскому контролю над западной частью Тихого океана.
Экспорт китайских вооружений может оказать свое воздействие на районы конфликтов во всем мире. В феврале Пакистан принял на вооружение первую эскадрилью из истребителей китайского производства, что может изменить соотношение сил с Индией.
К остальным потенциальным покупателям китайских истребителей JF-17 относятся Шри-Ланка, Бангладеш, Венесуэла, Нигерия, Марокко и Турция. Ранее Китай продал партию истребителей в Судан.
У США наибольшую озабоченность из числа возможных покупателей китайского оружия вызывает Иран. По данным российского Центра анализа мировой торговли оружием, в период с 2002 по 2009 годы Иран закупил у Китая вооружений на общую сумму около 260 миллионов долларов.
В июне КНР выступила за санкции ООН против Ирана, в том числе, за введение эмбарго на поставки оружия. Однако Тегеран по-прежнему пытается добиться заключения сделок на продажу китайских истребителей и прочих систем вооружений.



Россия снимает свои претензии к китайской копии Су-27? (11 декабря)
7 декабря американская газета Wall Street Journal опубликовала статью, что успехи китайской авиационной промышленности во многом связаны с копированием российских истребителей. Но такая оценка у многих специалистов напомнила поговорку «за деревьями не видеть леса».

Газета пишет, что после распада Советского Союза Кремль в условиях острой нехватки валюты начал продавать Китаю огромное количество оружия, в том числе гордость российских ВВС истребители Су-27. По данным издания, Китай импортировал это оружие для копирования, в том числе РЛС и авионики, венцом стало создание копии двигателя. Газета сообщает, что китайский J-11B стал «простым подражанием» Су-27.
Но на самом деле некоторые западные военные СМИ полагают, что J-11B не был простой имитацией российского истребителя. Австралийский журнал пишет, что на китайском истребителе есть много оригинальных конструкций, что позволяет не рассматривать эти самолеты как обычные клоны. Хотя планер и двигатели самолетов похожи, на китайском истребителе установлены совершенно другой ИЛС, инфракрасная станция, полностью оригинальная «стеклянная кабина» и другие компоненты.
Но наиболее интересно, что думают об этом в России. Несколько лет назад российские СМИ сообщали, что по некоторым данным, глава холдинга «Сухой» Михаил Погосян подчеркнул, что Россия никогда не ставила этот вопрос перед Китаем: «Мы считаем, что Китай обладает возможностями развертывать производство собственных компонентов, американские «эксперты» специально муссируют этот вопрос, чтобы посеять раздор между Россией и Китаем». Запад создает большой шум, чтобы ударить по интересам российских производителей военной техники.
История сотрудничества в области авиации между двумя странами имеет долгую историю. При техническом содействии Советского Союза в Китае было налажено производство передовых в то время истребителей J-6 (МиГ-19). Последующее поколение истребителей МиГ-21 (J-7) производилось в основном усилиями китайской промышленности, начавшей курс на достижение самообеспеченности. Истребитель J-8 уже был почти полностью китайской разработкой, затем были созданы истребители JF-17 и J-10, которые знаменовали собой завершение усилий Китая по созданию собственного потенциала в области исследований и разработок современных истребителей. В настоящее время Китай ведет разработку истребителя нового поколения, что показывает огромный прогресс национальной авиационной промышленности. У людей есть основания полагать, что в скором времени Китай достигнет мирового уровня в этой области.
http://mil.news.sina.com.cn/2010-12-11/1016623081.html
Tags: Битва за шельф, Китай-Россия, Китай-США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments