Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Админ-профанация

Перекраивание госаппарата, затеянное президентом Януковичем в ночь на пятницу 10 декабря, сложно назвать админ-реформой.

В новейшей украинской истории уже были две подобные "реформы", почти все украинские президенты к этому приложились. За исключением, разве что, Ющенко, который предпочёл не заниматься подобными профанациями. 
В конечном итоге, все былые "админреформы" при всей мудрёности своих схем сводились сугубо к сокращению численности чиновников. Например, Чучмо таким образом пытался дважды укротить (сократить) госаппарат. За 10 лет пребывания во власти у Чучмы развилась паранойя: ему патологически хотелось всё больше и больше полномочий. Примечательно, что после каждой "админреформы" чиновников становилось больше и больше, а в системе появлялись новые комитеты, министерства, комиссии и т.д. Впрочем, сокращение госаппарат - только поверхностная цель "реформ". 
На самом деле, Чучма стремился взять под прямой президентский контроль правительство в обход норм действующей Конституции. В 2000 году он таким образом пытался ограничить полномочия тогдашнего премьера Виктора Ющенко. Правда, схема тогдашней админреформы с внедрением в систему госсекретарей оказалась настолько мудрёной, что в ней запутались все её инициаторы. И очередный чучмовский админ-пшик отменили. 
Сейчас Янукович повторяет былые чучмовские ошибки. По-прежнему в действиях много мудрёности, наблюдается всё та же масштабность изменений, кулуарщина и византийщина, "реформа" писалась ограниченным кругом людей, в ней много тайн и недомолвок. Очевидно, что авторы "реформы" таким образом просто боялись широкого экспертного обсуждения, которое б выявило кучу слабых сторон. 

Нынешнюю "админ-профанацию" можно анализировать долго, но нужно отметить некоторые главные моменты. 
а) обратите внимание на тех счастливчиков, кто остался во властной обойме на фоне упрощения системы. Колесников, Клюев, Бойко, Тигипко, Тихонов, Балога....
Плюс на очереди сокращение Администрации Президента и мы ещё более чётче увидим, кто за всем этим стоит.
 Отчасти это напоминает борьбы на выбивание. Волки сгрызают друг друга. Естественно, до бесконечности так продолжаться не будет. На Украине проходит переформатирование системы. 

б)  нужно также обратить внимание на новые связи в системе власти, образующиеся после всех трансформаций. Лучше всего это видно, если начертить схему.  

в) примечательно "падение" Тигипко. Был вице-премьером, теперь "опущен" на социалку. 
Правда, понижением статуса это было бы ошибочно считать.
Тигипко используют как таран реформ. Хотя он сам себе выбрал этот путь, дав согласие спалить рейтинг под непопулярные реформы.
Будучи вице-премьером, Тигипко справился с главной задачей - подготовкой Налогового кодекса. 
Сейчас же его перебросили для подготовки не менее важной пенсионной и социальной реформы. 

г) Янукович ломает сук, на котором сидит. Так, может, показаться на первый взгляд. Но это обманчивое первое впечатление. 
Ибо фактически Янукович больше всего выигрывает после такого переформатирования. Впрочем, если б не одно важное "но". 

д) Янукович укрепляет свои позиции за счёт ослабления позиций правительства. Влияние Азарова (премьера) в новых условиях, в действительности, существенно ограничивается. По сути, это можно считать ответом на неудавшуюся попытку уволить Азарова. Если, конечно, не учитывать, что админ-реформа готовилась несколькими месяцами раньше. 
При этом Янукович не просто ослабляет Азарова, но и дистанциируется от Партии регионов, председателем которой является украинский премьер. Т.е. в перспективе лишает себя парламентской поддержки (по крайней мере, её части).  
Следует также отметить, что укрепление позиций Януковича не имеет правовой основы, на практике это оборачивается чистым PRом. Пока что президентская власть держится на уровне межличностных контактов. Но если вставить в систему другие фамилии - они бы увидели узость своих полномочий.
Админ-профанацию можно считать логическим следствием отмены политреформы-2004. Разумеется, в условиях невозможности осуществить полноценную конституционную реформу. И, естественно, нынешняя админ-профанация не меняет существующие конституционные основы системы. 
До этого "британской королевой" был Президент, а сейчас с урезанными полномочиями оказался также премьер и Кабмин в целом. 
В итоге, на выходе после всех пертурбаций-"реформ" мы получим либеральное государство, ослабленное и ни на что не влияющее. Но главное - не мешающее бизнесу свободно делать деньги.
Общество подталкивают к "компромиссу": мы честно платим налоги, вы честно передайте нам контроль над властью.
До последнего времени на часть власти претендовали малые налогоплательщики, но после принятия Налогового кодекса их позиции нивелированы.  
На очереди - Жилой кодекс, который укрепит позиции застройщиков.
Далее - Трудовой кодекс, который узаконит нынешний статус-кво, переход от социалистической системы к рыночному найму рабочей силы. 
Таким образом, на Украине продолжается процесс укрепления олигархической системы. 

Первый ход реформ - олигархи протащили выгодный для них Налоговый кодекс, переложив основное налоговое бремя на остальное общество (малый и "средний" бизнес, наёмных работников и т.д.). Было бы ошибочно считать малый бизнес "конкурентом" крупному. Точнее сказать, малый бизнес пытался сбить цену и мешал монополизации рынков.
Сейчас же после того, как часть "малых" бизнесменом обанкротится и выйдет на рынок труда - это будет только способствовать сбиванию цены на рабочую силу. 

Второй ход - олигархи ослабили государство, его влияние на экономику.
Казалось бы, на первый взгляд, админ-профанация может дать ещё один импульс в пользу "нового майдана". 
По сути, площадный протест - это единственная возможность общества быть услышанным. В условиях дискредитации оппозиции, коммерционализации СМИ и неразвитости других институтов гражданского общества. Площадный протест - это голос отчаяния.  
Однако, как показали недавние события, майдан стал не более, чем технологией, которую смогли обуздать как оппозиционные силы, так и власть использует в своих целях. 

По большому счёту, Украина повторяет российские политические события с опозданием на некоторый срок. Так, сюда уже пришли "дни гнева" и недалёк тот час, когда придут известные события на Манежной площади. 
В стране происходит зачистка политического поля. Идёт атака по нескольким направления. 
С одной стороны, на украинских националистов, которых пытаются заклеймить "фашистами", "неонацистами". Налицо попытки дискредитировать Украинскую национальную идею. 
С другой стороны, продолжается зачистка левого фланга. Левый спектр разбавлен кучей технологических партий, спекулирующих на социальной тематике.
Пророссийские силы в этой зачистке оказались, кстати,  в наиболее сложной ситуации: под сильным прессом между растущим протестом украинских националистов и олигархической Партией регионов.  

Возможно, сегодня кто-то по-прежнему противопоставляет два вектора - Европа и Россия.
Но, в действительности, и Украина, и Россия идут разными путями в одном направлении - по разноскоростной евроинтеграции. Доселе Украина постоянно шла в фарватере России. 
И был только один период, когда Киев по реформам начал опережать Москву - период правления Президента Ющенко, от которого украинцы сами же отказались. 

Выход есть: Украине нужно менять стратегию развития, перестраиваться к новым условиям меняющегося мира.     
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments