Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

О неадекватности

В русско-украинских отношениях разгорается очередной скандал. На этот раз – на «дипломатическом фронте».
Правда, для большинства наблюдателей изначально так и не ясны многие подробности этого скандала. В частности, в чём его суть и причины. Что, в свою очередь, говорит о его изначально искусственном характере.
Однако, обо всём по порядку.
Собственно говоря, нынешний скандал вышел на международный уровень после того, как Киев выдворил за пределы Украины двух российских дипломатов.
Правда, до сих пор не понятно: что стало причиной выдворения? И, в частности, чего таким образом пытались добиться в Киеве?  
Ещё более непонятно: зачем лишний раз портить отношения Украины со своим ближайшим соседом, тем более, в условиях и без того нынешней перманентной «газовой войны»?
Отметим, что ещё в «завязке» скандала Киев «шокировал» общественность «неожиданным разоблачением»: оказывается, в Крыму работают «агенты ФСБ»!
(Наверное, в Киеве об этом только недавно догадались).
Впрочем, и «разоблачением» это назвать трудно, ибо конкретных фактов как не было, так и не прозвучало до сих пор.   
Тем не менее, вслед за этим «разоблачением» последовали весьма серьёзные действия: выдворение за пределы Украины генконсула РФ в Одессе, а также советника-посланника Посольства РФ на Украине.
В принципе, во всём мире давно используется практика работы под дипломатическим «прикрытием» сотрудников спецслужб. И это, между прочим, нормальная практика, ею занимаются все страны мира. Может, в Киеве об этом не знали, когда вдруг увидели, что сети операций российских спецслужб иногда (косвенно), через несколько звеньев «замыкаются» на посольство?
Безусловно, в случае обнаружения таких «залегендированных дипломатов» у Киева есть право требовать их немедленного выдворения. Но если бы во всём мире использовали именно такой ответ – была бы заблокирована работа не только спецслужб, но и дипломатов. Весь мир просто бы запутался в определении, who is who: кто – дипломат, а кто шпион?
Однако, увидеть «агента» в генконсуле (а именно к нему была применена столь суровая мера ответственности) – это, без всяких сомнений, сугубо украинская «догадка»!
Впрочем, ладно. Допустим, проехали и через этот «ляп». В конце концов, выдворение иностранных дипломатов, которое вправе осуществляться без пояснения каких-либо причин  – суверенное право любого государства. А Киев, в конечном итоге, решил пойти по этому пути.
Однако, в таком случае, и у Москвы тоже есть суверенное право на адекватный, в частности, симметричный ответ. В связи с тем, что Киев выдворил из Украины двоих дипломатов, Москва, со своей стороны, вправе выдворить двух украинских дипломатов. Правда, если Киев указал имена конкретных дипломатов-«нон грата», то Москва предоставила украинцам право выбора.
Однако, в любом случае, называть требование Москвы выдворить из РФ двух украинских дипломатов «неадекватностью» было бы, мягко говоря, глупо.
А теперь посмотрим на реакцию украинской стороны.    
«Мы крайне удивлены столь жесткой и неадекватной реакцией российской стороны», - заявил журналистам на условиях анонимности дипломатический источник из украинского МИДа. При этом он подчеркнул, что «ранее российской стороне были представлены все необходимые аргументы и документы, свидетельствующие о том, что деятельность вышеуказанных российских дипломатов не соответствовала их дипломатическому статусу».
«Она была сопряжена как с открыто антиукраинскими заявлениями в случае с советником посольства РФ, так и с фактической поддержкой тех или иных радикальных политических сил в случае с генконсулом в Одессе», - отметил источник.
«Мы воспринимаем нынешнее решение российской стороны как поспешное, эмоциональное и нацеленное не столько на адекватное реагирование, сколько на демонстративную попытку наказать Украину за твердое отстаивание своих внешнеполитических интересов», - резюмировал источник.
Отметим, украинский дипломат, давая данный комментарий, так и не решился назвать своё имя. Очевидно, из опасений быть высмеянным в глазах мировой дипломатии.
Однако, на этом хватит о неадекватности – перейдём к политическому анализу событий.
 


Напомним, изначально скандал был высосан из Севастополя. Украинским властям постоянно мусолит глаза Черноморский флот, а дождаться 2017г. (иного варианта просто нет) и не подписывать контракт об аренде, видать, в Киеве уже не хватает терпения.
Но опять же: не понятно, причём тут выдворение российских дипломатов?
Неужели, в Киеве всерьёз рассчитывают таким образом выдворить ЧФ РФ до 2017г?! Конечно же, получается абсурд полный.
Но, в таком случае, зачем начинать «дипломатическую войну»? И война тогда получается какая-то абсурдная.    
В конечном итоге, ответ на данный вопрос можно пояснить, разве что, де-факто начавшейся президентской избирательной кампанией.
Определённым политическим силам выгодна предвыборная мобилизация своего электората. Для этого наиболее эффективно задействовать образ «внешнего врага». Речь, в данном случае, конечно же, о России. Именно РФ в последние 20 лет для определённых маргинализированных слоёв электората активно муссируется в качестве «главного врага».
Какому кандидату в президенты выгоден такой сценарий?
Ответ – Президенту Ющенко, который уже несколько месяцев как начал работать над своим «вторым сроком».
Зачем для искусственной эскалации напряжённости в отношениях с РФ открывать новый (дипломатический) фронт, в условиях и без того начатой «газовой войны»?
Опять же – это выгодно Президенту Ющенко. Ибо у него нет возможностей для непосредственного вмешательства в ситуацию, и роль «миротворца», как и в январе с.г., снова достанется правительству Тимошенко. Другое дело, дипломатический фронт, являющийся исключительной прерогативой Президента. Напомним, согласно Конституции, Президент возглавляет украинскую внешнюю политику.
Однако, в таком случае допытливые скептики снова спросят: «Как же нынешние «низкие рейтинги» Президента Ющенко?».
На это мы бы посоветовали многим экспертам сейчас поменьше вспоминать об этом. Ибо уже через несколько месяцев, когда Ющенко выиграет выборы, у этих экспертов произойдёт «коренная ломка мировоззрения».
Да, и потом: что значит «низкие рейтинги»?
Какой рейтинг был у Ельцина в 1995г., что не помешало ему уже спустя год выиграть выборы у Зюганова?
Ещё более красноречивый пример: «низкий рейтинг» грузинского президента Саакашвили. В современной Грузии сторонников политики президента Саакашвили не было и нет. Грузины не лишены здравого смысла и не будут голосовать за власть, в условиях тотального обнищания населения. (И просьба не путать с нынешним единством грузин перед угрозой российской внешней агрессии против территориальной целостности Грузии).
Тем не менее, эти «низкие рейтинги» позволили Президенту Саакашвили в 2008 году более, чем уверенно выиграть досрочные выборы.  
Таким образом, очевидно, что Президент Ющенко, стоящий перед необходимостью «второго срока» решил воспользоваться опытом своего грузинского коллеги.
Вместе с тем, мы бы воздержались проводить полные аналогии между украинской и грузинской ситуациями.
Во-первых, Президент Саакашвили не нагнетал искусственно антироссийские настроения, ища всяческие поводы к разным «войнам» и «войнушкам». Повод к конфликту дала сама Россия, которая из имперских амбиций и нежелания уходить из Южного Кавказа, оккупировала грузинские Абхазию и Самочабло. Т.е. если бы не эта оккупация – нынешней «антироссийщины» в русско-грузинских отношениях не было бы.
Во-вторых, говорить об «антироссийщине» в Грузии было бы не совсем верно. Российская армия оккупировала часть территории соседнего государства, продолжая по-прежнему признавать территориальную целостность этого государства – какая же в этом «антироссийщина»? Здесь уместно говорить о другими терминами.
В-третьих, несмотря даже на прошлогодние «августовские события» на Кавказе, в Грузии нет и никогда не было русофобии. И уж грузины точно никогда не опустятся до «уровня» той быдловатой мрази, которая совсем недавно в Киеве уничижительно оскорбляла Святейшего православного Патриарха.
Существует также ряд других особенностей, не позволяющих в полной мере использовать грузинский опыт «второго срока» для Президента Ющенко.
Однако, в принципе, мы уже отмечали: сам по себе «второй срок» Ющенко – это уникальный шанс для Украины отстранить от власти «команду популиЗтов Тимошенко», а также покончить с периодом нынешней политической нестабильности.
Эта уникальность, в частности, заключается в том, что с учётом нынешней политической ситуации, ни у Януковича, ни у Яценюка (как у основных кандидатов) прекратить нынешний катастрофический сценарий возможностей нет.
Другой вопрос: нынешние исполнители и стратеги, работающие над данным сценарием не выдерживают никакой критики. А наоборот заслуживают самого уничижительного смеха.
Вот над ними мы смеёмся и будем смеяться впредь, пока нам будут давать соответствующие поводы.

P.S. Но уж если определённым силам так неймётся в поисках «внешнего врага» как технологию для «объединения электората», советую использовать в качестве «мишени» Польшу.
Между прочим, «Польша как враг» способна гораздо больше дать электоральных дивидендов любому электорату. К тому же, в этом Украине помогут её ближайшие соседи: и белорусы, и россияне, и, конечно же, немцы (а ведь, все они тоже наши друзья).
Не говоря уж о том, что наступило время прекратить нынешнюю вялотекущую польскую экспансию на западноукраинские земли.  
Незыблемый союз Украины и Германии нам пойдёт только на пользу.
(Хоть и ради этого полякам придётся таки вернуть нечестно присвоенные Силезию, Ганзу и Поморье).
Tags: Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments