Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Category:

Рынок кофе и принудительный труд



Рынок кофе в его нынешнем состоянии красноречиво показывает, насколько принудительный труд развит в странах развитых западных.
По модели западной экономики, ориентированной в поддержку потребления и получения удовольствия (а не на поддержку производителей и работников).

Кто не работает - тот пьет.
Про западную модель рынка кофе сказано.

Развитые западные страны ратифицировали практически все резолюции МОТ, а также международные трудовые конвенции. Особенно, конвенции, запрещающие принудительный труд.
Но это формально, а теперь рассмотрим, как рынок кофе функционирует фактически.

Каждый год крупные кофейные компании показывают большие доходы.
Сразу уточню: речь о крупных кофейных компаниях в сфере услуг, а не о кофейных компаниях-производителях.
Крупных кофейных компаний в секторе услуг есть несколько. И среди них есть даже крупные компании международного уровня, имеющие разветвленные торговые сети на территориях многих государств.
При этом крупных кофейных производителей практически нет.
Производство кофе в подавляющем большинстве держится на малых и средних компаниях.
Это первое.

Можно также добавить еще несколько уточнений, которые дополнительно подчеркивают дисбалансы в развитии кофейного бизнеса.
Крупные кофейные компании - обслуживают, в основном, развитые западные экономики. Основные доходы от мирового рынка кофе тоже получают западные экономики. К слову, рынок кофе как таковой тоже ограничен преимущественно, странами западными. А по сути, рынок монополизирован и поделен между крупными компаниями.
В то время как основные производители кофе сосредоточены в странах развивающихся. Не только в Азии (например, Вьетнам, Индонезия). Но в Южной и Латинской Америке, а также в Африке.
Доходы на мировом рынке кофе каждый год прирастают.
С разной динамикой, в зависимости от сезонности. (Прим: кофейный бизнес имеет сезонную специфику. Учитывая его сельскохозяйственную составляющую).
Понятно, что сезонный характер бизнеса создает некоторую неопределенность в развитии рынка.
Соответственно, постоянное давление на доходы и прибыли.
Крупные кофейные компании действительно, из года в год сообщают о высоком давлении (при этом ежегодно снимая с рынка большие прибыли!). Но...
Основное финансовое давление на рынок кофе испытывают не крупные кофейные компании-потребители, а мелкие компании-производители (фермеры). (Прим: кофейные производители непосредственно привязаны к вышеуказанной сезонной сельскохозяйственной специфике).
Зато в крупных кофейных компаниях (потребители) из года в год разбрасываются "чаевыми".
"Чаевые", которые только показывают, насколько нелепо в западных экономиках оплачивается труд.
Оплата труда в кофейнях. Как впрочем, и оплата в фермерских хозяйствах кофейных производителей.
"Чаевые" - культура западного общества потребления.
Это второе.

Специфика кофейного бизнеса заключается еще и в том, что потребление кофе популярно в основном, в странах западных. Кофе в западных странах - гораздо больше, чем просто напиток для потребления.
Это неотъемлемая составляющая культуры западной.
Западные люди, хотя и любят кофе, но даже не знают, как кофе выращивают и как за кофе нужно ухаживать (чтобы получить то, что столь сильно нравится). И даже не знают, какой пол у кофе (особенно, при смене ориентации).
Западные люди вообще не умеют кофе выращивать.
И даже не ценят труд тех людей, которые кофе выращивают.
Судя по специфике рынка кофе (о которой выше было сказано).
Это третий штрих, который дополнительно подчеркивает, что на мировом рынке кофе принудительным трудом занимаются именно страны западные.

Спрос на кофе на западных рынках огромный, стабильно растет. И устойчив.
Из года в год, несмотря на сезонность.
То есть, если спрос на рынке огромный и к тому же, стабильно растет, то и цена должна быть большой.
По всем законам "спроса и предложения", действующим в западных экономиках.
Собственно говоря, страны-производители, во многом, чтобы насытить этот огромный спрос работают.
Как уже отмечалось, кофе не пользуется большой популярностью в культуре стран-производителей.
Страны-производители много работают на то, чтобы насытить огромный западный спрос.
Очень много работают, тяжело и ненормированно (а нормы по охране труда зачастую, не только не соблюдаются, но и не контролируются).
Но даже при большом рыночном спросе на кофе страны-производители почему-то все равно получают мизерно.
Хотя мировые цены на кофе стабильно высоки.
А если цена на кофе и растет, то преимущественно, в прейскурантах и ценниках кофеен крупных компаний-потребителей. Особенно, в зависимости, от сезонности.
Это четвертое.


Другими словами, крупные компании на мировом рынке кофе умудряются фактически нарушать не только юридические законы (принудительный труд!), но и даже законы рыночные.
Отдельный тема, как это "великое кофейное мошенничество" оказалось возможным на практике.
И как ситуацию на рынке можно бы исправить и выровнять (со всеми существующими дисбалансами и несправедливостями).


...В завершении, добавлю несколько свежих цифр.
По оценкам Starbucks, в 2020 году мировой рынок кофе оценивался в $200-250 млрд.
Но страны-производители кофе получили только 10% от этой прибыли. Не более!

В общем,кто не работает - тот пьет.
Про мировой рынок кофе сказано.


P.S. Немного добавлю еще по соотношению "цена и качество".
В крупных кофейнях чашка кофе например, всегда по цене дорогой. (Равно как и "кофе на вынос").
Но сравните кофе в крупных кофейнях со вкусом натурального кофе.
То есть и в данном случае рыночные законы тоже не всегда работают.



Starbucks...Пейте кофе и слушайте музыку!
Tags: group-20, Вьетнам, Европа, Индонезия, Корея, США
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments