Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Categories:

Узбекистан. Хлопковая экономика



В Узбекистане сбор урожая хлопка.

В январе - июле 2020 года произведено 358,2 тысяч тонн хлопка-волокна.
Рост составил 34,86%.

Производство хлопкобумажной пряжи узбекскими предприятиями составило 250,3 тысяч тонн.
Рост составил 8,8%.
По данным узбекского Госстата.



Хлопок - главное национальное достояние Узбекистана.
И одна из основ узбекской экономики.
Примерно четверть валового продукта производят предприятия, занятые в выращивании и переработке хлопка.
Свыше 7 тысяч текстильных предприятий.
Свыше 200 тысяч рабочих мест на текстильных предприятиях. Официально.
Но неофициально в сборе хлопка в разные годы было задействовано до 2 миллионов сезонных работников.
В основном, конечно же, бюджетников.
Бюджетников легче мобилизовать на подобные работы. А специфика Узбекистана в том, что государство непосредственно раньше многие годы занималось этой организацией.
Раньше так было.

Суть в том, что Узбекистану "хлопковое производство" досталось от советской экономики.
А в советской экономике производство определялось не коммерческой выгодой или рентабельностью, а партийными решениями.
К тому же, решениями, принятыми, далеко за узбекскими пределами.
Никто разумеется, не интересовался узбекским мнением, как вести узбекское хозяйство и распоряжаться узбекскими ресурсами.
В Москве (союзном центре) некто волюнтаристски решил, будто бы узбекская экономика - только хлопок.
Под хлопок было задействовано все: земельные ресурсы (едва ли не все посевные площади!), водные ресурсы (хотя Узбекистан является импортером водных ресурсов!) и человеческие ресурсы (едва ли не полная занятость населения!).
Но главное, какой во всем этом был КПД?

"Хлопковая внеэкономика"...То, что досталось Узбекистану


"Хлопковое производство" в советские времена было допотопным.
А на международных рынках советская хлопчатобумажная продукция вообще была неконкурентоспособной.

На плаву "хлопковая экономика" держалась преимущественно, за счет союзных дотаций.

После распада Союза - союзных дотаций не стало.
А "хлопковая экономика" досталась Узбекистану.

Возможно, в какие-то моменты узбекские руководители в эмоциях хотели все это вместе с проблемами бросить.
Вне экономики было то постсоветское "хлопковое производство": https://inosmi.ru/social/20200816/247913409.html

Но бросить или уйти от проблем всегда проще, а узбекскую экономику - нужно строить.
И между прочим, хлопок помог в сложные постсоветские годы выжить.
Узбеки выжить смогли. Но развиваться при старой "внеэкономической модели" проблематично.

"Хлопковая внеэкономика"...Как это работает на практике (доступными словами)


С 2020 года Узбекистан полностью отменил госзаказ на хлопок.
Теперь узбекские предприятия сосредоточатся на переработке хлопка и экспорте готовой хлопчатобумажной продукции.
Наверное, наиболее оптимальный выход.
Из нынешней крайне запущенной ситуации.

Тем более, что экспорт хлопка-сырца, с экономической точки зрения, не выгоден.
Особенно, на фоне политизированной кампании Cotton Campaing.

Про Cotton Campaing вкратце.
С 2006 года прозападные правозащитники призывают к бойкоту узбекского хлопка.
С 2010 года узбекский хлопок - под санкциями США.
С 2013 года к Cotton Campaing присоединилось более 150 текстильных компаний (в том числе, всемирно известных брэндов).
Суть претензий: в Узбекистане в выращивании и производстве хлопка использовался "принудительный труд".
И по этой причине фактически под запретом оказался узбекский хлопковый экспорт.

Узбекистан - пятый экспортер хлопка на мировые рынки.
C большими возможностями для роста и укрепления позиций на рынке.
К слову, Cotton Campaing к другим "хлопковым державам" подобных претензий не предъявляет.
Хотя хлопковое производство во всем мире является трудоемким. А выше я вкратце рассказал о специфике "хлопкового производства" в Узбекистане.
Можно ли после этого назвать политически предвзятыми претензии в адрес Узбекистана?
Вопрос риторический.

Cotton Campaing по факту можно рассматривать как инструмент недобросовестной конкуренции.
Можно бесконечно выставлять правозащитные претензии.
Но без реформ и инвестиций не решить проблемы хлопковой экономики.

Несомненно все это только подчеркивает, что Узбекистану нужны системные реформы.
Узбекистан должен выйти из внеэкономики. И стать конкурентоспособной экономикой.
А для начала наконец, вступить в ВТО.
К слову, США гарантировали узбекам в этом поддержку. По результатам визита Госсекретаря Помпео, в феврале этого года.
Реформы проводятся. Насколько это в данной ситуации возможно.
С 2017 года Узбекистан начал сотрудничество с МОТ (на самом старте действующего президента).
Проблему "принудительного труда" в принципе, решили. А с этого года отказались от экспорта сырца и сосредоточились на переработке.



Ташкент нанял лоббистскую компанию в США: https://rus.azattyq.org/a/30788054.html
Xenophon Strategies - чтобы попытаться отменить бойкот Cotton Campaign.
На мой взгляд, это вряд ли будет эффективным.
Проблема не в бойкоте как таковом - нужно смотреть в корень. Главное, чтобы не было для бойкота оснований.
Нужно сосредоточить усилия на развитии конкурентоспособного производства.

Чтобы не было "принудительного труда" - производство должно быть технологичным.
И по возможности высокотехнологичным.
Современные технологии помогут сделают производство менее трудоемким, менее ресурсозатратным и энергоемким, а также повысит производительность и конкурентоспособность.
И правильный был сделан шаг о концентрации на переработке и готовом хлопчатобумажном производстве.

Отдельный нюанс, кому выгоден Cotton Campaign.
Наибольшие выгоды получают конечно же, фермеры-производители. В основном, западные.
Например, австралийские.
Но речь не только о фермерах.
Узбекский хлопок ведь на мировой рынок все равно попадает!
Через посредников. Сырцом. И по дешевке (с учетом политизированного запрета).
Посредники хлопок сырым получают, перерабатывают, доводят его до стандарта качества.
Через посредников готовая продукция попадает на развитые рынки.
Посредники в данных "хлопковых операциях" задействованы по цепочке.
И цепочки те посреднические - многозвенные. Соответственно, огромные деньги в тех цепочках размываются.

"Тюркский совет" проявляет интерес к посредничеству: https://www.ritmeurasia.org/news--2020-08-20--tjurkskomu-sovetu-ponadobilsja-hlopok-vsego-byvshego-sssr-50488
Турция - не обращает внимание на Cotton Campaign. Турция - движима безмозглостью.
Зачем туркам понадобился хлопок бывшего Советского Союза?
Наверное, турки хлопковой ватой просто хотят заполнить голову.

Странно, что японцы до сих пор не проявили интерес к хлопку.
Может, это тупости даже хлопок не может влезть японцам в голову?






Хлопковое производство...Международный опыт

И немного музыки.





Tags: Пояс Девяти морей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments