Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

О внешней политике Украины

Интересная ситуация получается по поводу т.н. «новой» внешней политики Украины.

Прежде всего, напомним, что свой первый президентский визит Янукович сделал в Брюссель, а не в Москву. Тогда околополитическая тусовка пыталась обставить тогдашний европейский визит как «символический» и «случайный». Хотя не понятно, как такая «случайность» могла произойти на практике: либо Янукович «случайно» захотел, либо Евросоюз «случайно» пригласил. Но, в таком случае, с какой кстати Евросоюзу «случайно» удовлетворять хотелки Януковича?

В плане результативности первый брюссельский для Януковича, действительно, был не результативным. Если, конечно, под результатом понимать подписанные документы или привлечённые инвестиции.
Но, в этом плане, на результат вообще было тщетно рассчитывать. Только наивный будет надеяться на приток европейских инвестиций.
Европейцам нет интереса взращивать и укреплять своих конкурентов дождём обильных инвестиций. Тем более, принцип евроатлантической интеграции предполагает, капиталы должны идти не на Украину, а из Украины.
Украинцы, по евроатлантической схеме, должны работать, затем – тратить заработанные деньги на европейский импорт, но, в конечном итоге, финансовые капиталы оседают в банках Западной Европы и США. Для того же, чтобы запустить производство (которое, напомним, позволит украинцам зарабатывать деньги) – западные банки может дать, разве что, в кредит. Но никак не инвестиции.
Всё - кругооборот замкнулся.
Естественно, условия этих кредитов будут так жёстко прописаны, что украинцам придётся десятилетия отрабатывать только, чтобы этот кредит отдать.
Вот в этом и заключается проблема нынешней финансовой ситуации, когда для модернизации украинской экономики нужны такие огромные кредиты, которые не совместимы с выплатой. Их будет трудно отдать как украинцам, так и Западу – проблематично взыскать. Конечно же, Запад не будет давать в кредит десятки-сотни миллиардов долларов. Т.е. Украине нужны именно инвестиции.

Где же их взять?
Известно где: там, где они есть. А это Китай и, в меньшей степени, Россия.
И Запад послал Януковича клянчить инвестиции у России и Китая.
России можно снова напомнить о «братских» чувствах, Китай – соблазнить «плацдармом» на пути в Европу.
Как мы помним, после брюссельского визита Янукович начал нормализацию русско-украинских отношений. В украинскую экономику, действительно, пошёл некоторый приток российских инвестиций. Ещё один источник инвестиций – Китай, которого также пытается раскрутить на бабки Киев.
Прошло пять месяцев милой романтической идиллии, с апреля по сентября, которые оппозиция раструбила как «наступ» Москвы на украинскую независимость; льстивое заискивание перед Китаем, куда Янукович отправился тремя самолётами и т.д.
Правда, трудно говорить, что бурный роман с Россией и Китаем решил для Украины проблему инвестиций. Пока что можно говорить о наметившемся тренде, под который Москва и Бейцзин выдали авансы.

Что же дальше?
Получив авансы от русских и китайцев, Янукович снова отправился в Брюссель, где главными вопросами повестки остаются Соглашение об ассоциации «Украина-ЕС» и некая «либерализация» визового режима.
1. Украина продолжает настаивать на необходимости закрепить перспективу членства в ЕС в новом соглашении об ассоциации, переговоры о принятии которого продолжаются. Об этом в конце августа заявил новый посол Украины при ЕС  Константин Елисеев.
2. Украина продолжит интеграцию в Евросоюз, прежде всего, в практической плоскости. (Янукович после встреч с Баррозу и Ван Ромпеем). 
3. «Ключевым вопросом были переговоры относительно интеграции Украины в ЕС и подписания соглашения об ассоциации», - сказал Янукович. «Мы пытаемся подготовить такой документ, который не имел бы аналогов в практике Евросоюза», - добавил он. По словам Януковича, очень важной в этом процессе является содержательная часть соглашения о создании зоны свободной торговли. «Мы выступаем за такую зону свободной торговли, которая предусматривала бы последующую интеграцию Украины в ЕС», - сказал он.

Но ни ассоциацию, ни тем более членство ЕС предоставлять Киеву пока не будет (для этого без «реформ», которые, как известно, либеральные и непопулярные).
Тем более, вообще-то Соглашение об ассоциации и либерализация виз на данном этапе – это то, за чем ехал Янукович. Но не Украина заказывает музыку в евроинтеграции.

Европейцев сейчас интересуют вопросы энергетики и они своего добились:
а) Украина может присоединиться к Энергетическому сообществу уже в конце сентября (24-го сентября), сообщил сегодня, 13 сентября, президент Украины Виктор Янукович на совместной пресс-конференции с президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу в Брюсселе.
б)  Президент Украины Виктор Янукович заявил, что Украина выполнит решение Стокгольмского арбитража по делу RosUkrEnergo. Он также заявил, что Украина обречена выполнять свои обязательства по транзиту газа.

Прим.: все цитаты – УНИАН.

Изначально перед Януковичем стояло несколько задач: а) подготовить Украину к Евро-2012; б) оживить украинскую экономику и привлечь инвестиции и в) пересмотреть газовые соглашения.
К нынешнему брюссельскому визиту Янукович справился со всеми поставленными задачами: а) отставание в подготовке к Евро-2012 уже ликвидировано (в том числе, по наиболее проблемным стадионам в Киеве и Львове); б) отношения с Москвой и Бейцзином нормализовал и в) газовые соглашения будут пересмотрены (другое дело – на каких условиях).

Сейчас Янукович поедет в США, где примет участие в очередном заседании Генассамблеи ООН.

И, наконец, венцом внешнеполитических вояжей Януковича станет готовящийся визит в Британию.

Теперь в анализе внешней политики перейдём к более надёжному источнику – к Закону «Об основах внутренней и внешней политики Украины».

Прежде всего, отметим, как этот Закон принимался.
3 июня он был проголосован в Раде. Коалицианты спешили успокоить Россию: в Законе прямо провозглашён принцип внеблоковости. Эту норму больше всего растиражировали СМИ, опустив внимание от ряда важных деталей.
Однако, подписан был Закон только месяц спустя – 1 июля (№2411-VI).
Но и это ещё не всё: вступил в юридическую силу Закон только десять дней назад – 10 сентября, после того как был обнародован в официальном «Урядовом кур’єре».

Перейдём к анализу некоторых основных принципов украинской внешней политики:
1. Украина провозглашена как европейская внеблоковая держава.
Во-первых, по действующей Конституции, Украина вообще не может делить свой суверенитет от вступления в любые блоки, союзы. В том числе, в Евросоюз, НАТО или ЕЭП, т.е. в любую организацию, где существуют надгосударственные органы. Другими словами, для того, чтобы реализовать свою «европейскую мечту» Киеву без конституционных изменений не обойтись. Причём нужно будет вносить изменения в раздел «Общие положения», а это требует 3\4 депутатских голосов в поддержку.
Во-вторых, внеблоковость – это не нейтралитет. Но ни внеблоковость, ни нейтралитет не отрицают возможностей сотрудничать с военными блоками. Например, с НАТО успешно сотрудничают юридически нейтральные Швейцария, Австрия, Швеция. Более того, демилитаризационный статус Японии отнюдь не мешает дислокации на её территории военной базы США.
В-третьих, внеблоковость Украины не мешает ей сотрудничать с НАТО. Кроме того, внеблоковость не является помехой для размещения на украинской территории базы ЧФ РФ (на основе двустороннего соглашения). Либо, как предлагает депутат Леонид Кожара, дислокацию в Крыму «второго иностранного флота».

2. НАТО уже давно не является «актуальностью» в мире. Страны Запада строят новую систему евроатлантической интеграции – глобальную ПРО.
Отдельная тема, как долго будет растянут этот процесс и, в частности, какие проблемы стоят на этом пути. В ст. 11 Закона развитие европейской системы коллективной безопасности обозначено как приоритет. Отметим, что в Законе нет ни слова о некоей «инициативе Медведева» по этому поводу. Запад выстраивает новую систему ЕКБ отнюдь не на основе российских инициатив.

3. «Продолжение конструктивного партнёрства с Организацией Североатлантического договора и другими военно-политическими блоками по всем вопросам, составляющим взаимный интерес», - ещё один приоритет внешней политики Украины.

4. Обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство с целью получения членства в Евросоюзе.

5. Обеспечение с целью полноценного экономического развития, повышения благосостояния народа интеграции экономики Украины в мировую экономическую систему.

6. Утверждение некоего «ведущего места» Украины в системе международных отношений, укрепление международного авторитета державы.

…Итак, внешнеполитические акценты Украины, наконец, расставлены и закреплены на уровне Закона.
Формально евроатлантисты могут даже торжествовать. Например, в тексте Закона нет ни слова об ЕЭП, ШОС, евразийской интеграции. И в то же время, сохранена сладкая мечта еврофреника о сотрудничестве с НАТО.
Но, подчеркнём, речь идёт об акцентах, которые были сделаны исходя из сиюминутных политических раскладах.
Если говорить об юридическом аспекте – нормы Закона не отрицают возможности евразийской интеграции. Равно как не делают «безусловным фактом» перспективы евроинтеграции.

Подведём главный вывод: говорить о «новой» внешней политике Украины по-прежнему преждевременно.
          
Tags: Европа, Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments