Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Categories:

Как ухудшились отношения между Кореей и Японией



Между Кореей и Японией усугубился торговый спор и возникли угрозы "торговой войны".

Тенденция к ухудшению отношений между Кореей и Японией устойчива.
И прослеживается продолжительный срок.

Немного предыстории.

С октября прошлого года южнокорейские суды вынесли решения, которыми обязали японские корпорации выплатить денежные компенсации. За ущерб, причиненный в колониальный период (1910-1945 годов). Напомню, Корейский полуостров в 1910-1945 годах находился под японским колониальным правлением. Японцы в этот период нещадно использовали принудительный труд корейцев, издевались, совершили много тяжких военных преступлений. Ужасы военного времени, помноженные на суровые реалии жизни под оккупацией и колониальной администрацией,множество человеческих трагедий и сломанных судеб - до сих пор,пройдя через несколько десятилетий и разные поколения, тогдашние травмы омрачают корейско-японские отношения.
Память об ужасах колониального периода оказалась настолько сильной, что между Сеулом и Токио в послевоенный период длительное время не было даже дипотношений. Два десятка лет. Только в 1965 году был подписан соответствующий договор, создавший основу для развития сотрудничества. Япония, изрядно утратив международное влияние в результате проигранной войны, стремилась восстановить утраченные позиции. Южная Корея, пройдя через ужасы оккупации и тотального разрушения нуждалась в помощи в восстановлении экономики. В тогдашних суровых реалиях "холодной войны", когда мир был строго поделен между западной и советской системами, вариантов было не много. По условиям договора 1965 года, Япония в качестве компенсации формально выплатила корейцам $500 млн. С тех пор в Токио считают вопрос исчерпанным и теперь постоянно ссылаются на действующий договор.
Но договор 1965 года только создал основы для межгосударственных отношений. В то время как на гуманитарном межчеловеческом уровне корейцы требовали сатисфакции. Японцы официально компенсировали причиненный ущерб только корейской властью. Но главная ответственность - перед корейским народом. Учитывая, что практически каждая корейская семья пережила ужасы японской колониальной администрации. И проблема отнюдь не только в том, что японцы нещадно наживались на принудительном труде корейцев. Конечно же, принудительный труд - это неправильно и является грубым нарушением прав человека. Южнокорейские суды, в результате, воспользовались данной юридической лазейкой и обязали японские корпорации выплатить денежные компенсации. Тем конкретным немногим оставшимся корейцам, которые в годы войны принудительно работали на японцев. Прецедент создан, историческая память восстановлена.
Но главное, корейцы десятилетиями принудительно работали на японцев отнюдь не ради каких-то конкретных сумм денежных компенсаций. Тем более, что юридически размер причиненного вреда (как материального, так и морального) всегда условен. На практике часто очень сложно посчитать всю ту боль, страдания и потери, которые принесли корейцам колониализм и войны.
Прежде всего, корейцы трудились (и сейчас трудятся) на себя. За то, чтобы жить в мире, единстве и развиваться свободно, а также самостоятельно обустраивать собственную судьбу на основе собственных интересов без оглядки на кого-либо. В том числе, на японцев. Это подлинная цена той "компенсации", которую должны гарантировать японцы. Уважение к суверенитету и единству Кореи, а также к демократии, национальным традициям и к решениям суда. (Прим: уважение к суду - неотъемлемый элемент любой демократии и правовой культуры).

В общем, за несколько месяцев южнокорейские компенсации прошли через всю национальную судебную систему.
Верховный Суд Республики Корея подтвердил правомочность требований к японским корпорациям.
Но Япония не стала выполнять решения южнокорейских судов. Равно как и не стала эти решения обжаловать.
Почему? Наверное, в Токио не стали создавать прецедент. Возможно, понимая, как данный прецедент может обернуться в будущем. Например, новой серией исков. В том числе, и по другим основаниям. Не только корейские работники, задействованные на японских принудительных работах, но и comfort women по этой же схеме тоже могли бы потребовать сатисфакцию.

Япония предприняла попытку перенести разрешение возникшего спора в политику и поднять на межгосударственный дипломатический уровень.
Полгода между Токио и Сеулом состоялось несколько раундов переговоров на высшем уровне. В Токио рассчитывали решить вопрос кулуарно, договорившись с элитами. По крайней мере, в предыдущие десятилетия данная японская тактика срабатывала. Но на этот раз переговоры провалились. Как результат, охлаждение отношений между Сеулом и Токио.
Символична в этом контексте формальная встреча Мун Чже Ина и Синдзо Абэ на саммите "Группы 20" в Осаке.
Мун и Абэ только формально встретились на церемонии открытия саммита, никаких конкретных переговоров или просто общения между лидерами не прошло. Улыбнулись и разошлись. Каждый по своим интересам.


Лидеры Республики Кореи и Японии встретились...


Улыбнулись...


и разошлись...




Япония, не сумев договориться на переговорах, задействовала против Южной Кореи средства давления.
После саммита "Группы 20" в Осаке.
С 1 июля Япония существенно усложнила порядок экспорта отдельных категорий товаров в Корею.
Всего три товарные позиции, но очень чувствительные для южнокорейской экономики.
Во-первых, полиимид фтора (использующийся для изготовления гибких органических светодиодных дисплеев).
Во-вторых, resist. В-третьих, etching gas (or hidrofluoric acid) - используемые в электронике при изготовлении полупроводников.
Сразу отмечу нюанс: речь об отмене преференциального режима, которым Южная Корея в предыдущие годы пользовалась.
Но сути это не меняет: порядок экспорта по указанным категориям продуктов не только усложнен, но и вообще фактически проблематичен на практике.
Сейчас, чтобы экспортировать каждый лот товаров, нужно заново оформлять отдельную лицензию. А это затраты не только ресурсов, а времени. Срок выдачи лицензии - до трех месяцев.

Зачем Япония отменила корейцам преференции?
В Сеуле сразу отметили политический подтекст принятого решения, связав его с реакцией Японии на решения южнокорейских судов.
Не будем отрицать политическую мотивацию Японии.
В Японии полным ходом проходят досрочные парламентские выборы, всплеск националистических настроений, а также пресловутые имперские амбиции. На заре новой императорской эпохи.
Конечно же, проблема не только в конкретных компенсациях по решениям южнокорейских судов. Мотивация гораздо глубже.
В Токио привязали принятое решение к "северокорейской проблеме", увидев риск, будто бы etching gas, используемый при производстве зарина, может попасть на территорию КНДР. Хотя вообще-то на данный момент это противоречит действующим международным санкциям. Но по мере продвижения денуклеаризации и развития межкорейских связей...
В общем, Япония, которая в силу своей нынешней политики, оказалась в стороне от мирного корейского процесса, сделала попытку вскочить в данный процесс. Играя на слабостях. С одной стороны, через политику жестких санкций - по отношению к КНДР. А с другой стороны, через политику экономической давления - по отношению к Южной Корее.
"The Japanese government is taking measures that impact our economy for political goals and making coments that link to North Korean sanctions without any basis"
- South Korea's President Moon (July 9, 2019).

Мун обвинил Японию в нарушении принципов free and fair trade.
I urge Japan to withdraw the measures and call for sincere negotiations between the two countries. Vicious cycle of measures and countermeasures does not benefit either country - South Korea's president Moon (July 9, 2019).

Как поясняют свое решение в правительстве Японии?
"Part of efforts to review domestic operations of export control" и "the issue in not a matter of talks"
- Hiroshige Seko, министр торговли Японии.

Официальный Сеул немедленно предложил провести двусторонние переговоры.
Yomiuri Shimbun со ссылкой на собственные источники, поначалу допустила возможность таких переговоров.
Но министерство торговли Японии прямо опровергло.

Вчера, 10 июля, южнокорейский президент провел встречу с главами 30 крупнейших конгломератов страны.
Это уже третья встреча Муна с представителями крупного бизнеса.
Одновременно в администрации Муна также провели встречу с представителями малого и среднего бизнеса.
Для южнокорейской экономики сложилась "беспрецедентная ситуация".
Три года Мун основным приоритетом своего президентства поставил цель обеспечения мира и единства на Корейском полуострове. Муну удалось достигнуть успехи, разблокировав мирный процесс, фактически замороженный в течении десятилетий. Были задействованы огромные усилия. Администрация Муна все эти три года не занималась ничем иным, кроме как мирный процесс и медиаторство. Даже отодвинув на второй план многие проблемы экономики. Прим: в конце концов, мир - самое главное условие устойчивого и свободного развития. Можно длительное время заниматься вопросами восстановления экономики. Но если в стране не обеспечен мир, "восстановление" может стать бесконечным (от разрушения к разрушению, от одних проблем к другим проблемам). Прежде, чем заниматься экономикой нужно создать фундамент мира.
Но сейчас наступил момент, когда нужно сосредоточить внимание на проблематике экономики. Мирный процесс удалось разблокировать. Но не менее важно и адаптировать экономику к реалиям нового постконфликтного мира. В современной международной обстановке. Тем более, что от этого зависят перспективы корейского мирного процесса. В частности, насколько межкорейские саммиты имеют под собой экономическую основу.

Korea Economic Research Institute опубликовал свежее исследование о последствиях "торговой войны" между Южной Кореей и Японией.
- 4,47% ВВП - потери для экономики Кореи.
- 0,04% ВВП - потери для экономики Японии.
Сможет ли выиграть Китай?
Только 0,05-0,07% ВВП - небольшой impact для китайской экономики.

Standard and Poors немедленно понизило прогноз для корейской экономики до 2% (2,4% - апрельский прогноз).
Fitch тоже несколькими месяцами ранее делал прогноз в 2%.
Официальный прогноз правительства тоже понижен до 2,4-2,5% (с 2,6-2,7% в апреле).
Правительство намерено запросить у парламента $101 млн. - в отдельно создаваемый фонд.

Эффект жестких лицензий для японской экономики сам по себе незначителен.
По полиимиду фтора - только 20,7% японцы экспортируют в Корею.
По resist - только 10,5%.
Доля etching gas - 89,3%.
Но главное - совокупный экспорт всех трех продуктов составляет не более 0,01% от общего экспорта Японии.

Как повлияет на развитие сектора электроники?
- 20,6% - потери для корейского бизнеса.
- 15,5% - потери японских компаний.
+2,1% - прибавка к китайскому сектору электроники.

В общем, в краткосрочной перспективе потери для экономики Кореи значительны.
А на долгосрочную перспективу затягивание "торгового спора" особенно нежелательно. И даже не более, чем на три месяца. Не только для Сеула и Токио, но и вообще для Азии. Прим: АСЕАН в наибольшей степени проигрывает от такого противостояния.
Но стратегическая задача для Сеула сохраняет свою актуальность: диверсификация экономики и в частности, повышение уровня ее импортоустойчивости. Корейская экономика нуждается в импортозамещении.
На совещании с представителями бизнеса звучали предложения искать импортозамещение в Германии и России. (Прим: может ли Украина оказать помощь для корейской экономики?).

Кто выиграет в результате "торговой войны" между Кореей и Японией?
Есть мнение, что Китай.
Между Сеулом и Пекином в предыдущие годы отношения получили некоторую динамику развития.
Но, судя по вышеуказанным прогнозным показателям, эффект для китайской экономики не нужно преувеличивать.
А еще для импортозамещения я бы добавил Тайвань.
Тайвань реально может помочь для диверсификации корейской экономики.

Но если уж и говорить об основных бенефициарах, то в любом случае, гораздо больше выгод получат США.
Укреплению альянса между Вашингтоном и Сеулом нет альтернативы.
В Вашингтоне давно делают messages. Сеул поддержал.
В Вашингтон отправляются несколько корейских делегаций.
Вашингтону в современной международной обстановке выгодно укрепление альянса с Сеулом.
Для Сеула это обоюдная выгода. В том числе, для диверсификации экономики.

США смогут укрепить альянс с Южной Кореей, а также повлиять на Японию.
Тем более, США одновременно ведут не менее сложные переговоры об альянсе с Японией: https://igor-tiger.livejournal.com/2230966.html

Понятно, что на данный момент рано говорить о том, как повлияют "торговые войны" на Корею и Японию.
Моя задача - показать тенденцию.
Уверен, экономике Кореи удастся выстоять. А вот Японии придется существенно переосмыслить и собственную политику (в том числе, внешнюю политику), а также задуматься о перспективах альянса с Америкой...


Япония и Корея. Стратегии, которые расходятся. Особенно, в современной международной обстановке
Tags: Корея, Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments