Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Реформа медицины: проект Квиташвили

Сандро Квиташвили
Александр (Сандро) Квиташвили


В конце минувшей недели министр здравоохранения Украины Александр (Сандро) Квиташвили в рамках рабочей поездки посетил Днепропетровскую область. Этот регион рассматривается в качестве «пилотного» в реформировании украинской медицины.

Дело в том, что Днепропетровщина накопила много позитивного опыта реформ. И сейчас ситуация в сфере здравоохранения в регионе резко контрастирует, в сравнении с остальными областями.

Тем более, уже и программа Мирового банка под эти цели, наконец, утверждена: http://igor-tiger.livejournal.com/1531480.html.

Но не программой единой. И совсем не в этом суть реформы.


Как было

Как работает система сейчас?

В настоящее время система украинского здравоохранения охватывает 8300 больниц и поликлиник. Формально финансирование системы «висит» на бюджете. В конечном итоге, именно на дотациях из госбюджета. Но фактически система на бюджетном коште висит «мертвым грузом». Нередко без конкретного экономического обоснования. По сути, не реформированная система досталась Украине в наследство с советских времен. Все это приходится оплачивать многими отечественными налогоплательщиками.

75% средств, выделяемых в бюджете на МОЗ, уходит только на содержание указанной «постсоветской системы» (сети больниц, поликлиник) где налогоплательщик в основном, платит «за койки», нежели за здоровье пациентов на этих «койках». В цифрах госбюджета-2015 это составляет 46,5 млрд. грн.

Причем подчеркну: деньги передаются местным бюджетам (в порядке делегированных полномочий). Больницы и поликлиники формально «висят» у нас в коммунальной собственности. Дескать, так «ближе к народу» и чтоб «очистить государство от несвойственных ему функций».

Проще говоря, предыдущие «реформаторы» систему просто списали. С одной стороны, вроде как «очистили» государство в порядке «разгосударствления». С другой стороны, проблема острой потребности в реформах по-прежнему осталась. Ее просто переложили с госплеч на хрупкие «плечи» муниципальных властей. Одно название, что компенсировали бюджетные расходы. Можете зайти в любую местную больницу и посмотреть, в каком состоянии находится «лечебный фонд» - таковы результаты от предыдущей «реформы».

Вопрос: кому от этого выгодно? Правильно. Разве что, тем, кто получает деньги. С одной стороны, «рука дающая» (в Киеве). С другой стороны, «рука берущая» (на местах). Сами понимаете: где замешаны солидные казенные деньги – там есть підґрунтя для коррупции.

Еще раз подчеркну «цену вопроса» (в цифрах нынешнего госбюджета) – 46,5 млрд. грн.

Сумма как видим, немаленькая. Для сравнения: на финансирование целевых общегосударственных медпрограмм (имеющих зачастую повышенный общественный интерес) сейчас выделено 10 млрд. грн.

Причем еще одно сопоставление: в нынешнем госбюджете медицинские субвенции местным бюджетам увеличены на 3,4 млрд. грн. В то время как по общегосударственным программам рост финансирования только на 500 млн. грн.

Отсюда можно сделать вывод, кто будет в числе противников реформы Квиташвили – местная власть (чиновники, бюрократы, т.н. «коммунальная мафия»). (Прим.: «коммунальная мафия». запомним это – если мы посмотрим на реформы в других сферах, то нередко «коммунальная мафия» и там будет вставлять свое сопротивление).

 


Для сравнения: как финансируется медицина в Днепропетровске.

Всего на сферу здравоохранения выделено 3 млрд. 603,5 млн. грн. (что на 95,5 больше, чем за прошлый год).

На специализированные медучреждения выделено 218 млн. 609,7 тыс. грн.



Почему государство до сих пор не сбросило бюджетный «медбалласт»?

Формально есть четкая конституционная гарантия: государство гарантирует право на бесплатную медицину. А значит, ежегодно, из года в год, должно отчислять огромные средства на содержание медицинской системы. Да, и не в «балласте», собственно говоря, дело.

Другое дело, что чиновники «по старинке» как-то упрощают государственные функции, сводя их сугубо к выделению средств (бюджетного финансирования). Но ведь, конституционные гарантии права на медицину гораздо шире. А основная функция государства заключается в том, чтоб создать эффективную систему, которая позволила б открыть разным «верствам» населения широкий доступ к медицине.

В свою очередь, как построить такую эффективную систему – вот ключевая задача, над решением которой многие годы бьются отечественные реформаторы.

На сей счет есть разные точки зрения. На мой взгляд, проект, предлагаемый нынешним министром Квиташвили, заслуживает на одобрение. Практически это то, что нам нужно.



Как будет

Что предлагает Квиташвили?

Во-первых, министр сразу развеивает опасения по поводу «массовых сокращений». «Ни одна реформа, где я работал, не начиналась с увольнений», - успокаивает министр.


Во-вторых, упразднить ведомственные больницы. Например, в системе транспорта (оказывается, в Украине до сих пор есть такие!). «Транспортники» вольются в общую систему здравоохранения и будут числиться на балансе коммунальной собственности. «У всех людей одинаковая анатомия, независимо от каких-либо ведомственных различий», - сформулировал свой подход Квиташвили.

Изменения не коснутся разве что, системы «военной медицины» - в нынешних военных условиях это тем более, лучше всего не делать. (Прим.: впрочем, «военной медициной» на практике у нас больше занимаются волонтеры. Ольга Богомолец, которая была одним из претендентов на министерский пост).


В-третьих, «вечная» проблема СЭС. Санэпидемиологов ликвидировать не будут. Служба будет встроена как неотъемлемый и важный элемент в систему единой биобезопасности страны, над становлением которой еще предстоит поработать.


В-четвертых, «вечный» дисбаланс медпрактики: «престижная» работа в больницах и «непрестижная» в поликлиниках. (Прим.: что на практике фактически уничтожила отечественную, некогда сильную, педиатрию и терапию). Здесь можно вспомнить опыт Грузии, который показывает последствия первых шагов реформы Квиташвили. Когда-то в Грузии тоже ощущалась острая нехватка медперсонала. Но в результате реформы, стало больше больниц. Как результат, вырос спрос на врачей и медсестер.


В-пятых, 100% приватизация больниц – соответственно, пополнение бюджетных средств. (Прим.: грант МБ – отнюдь не единственный источник реформы Квиташвили).


В-шестых, каждая больница получит право выставить пациенту счет по факту предоставленных медицинских услуг. Подчеркну: на основании юридически обязывающего договора.

Что, кстати, в корне расходится с нынешней практикой «теневых поборов», при которой клиент (пациент) платит дважды. Сначала – как налогоплательщик. Затем –«мат.благодарность» врачу. Прим.: незаконная практика (формально у нас бесплатная медицина.

Что дает договор? Прежде всего, юридическое закрепление прав, обязанностей и ответственности сторон. (Что опять же, резко контрастирует с нынешней, незаконной и полностью бесправной практикой).


В-седьмых, активное вовлечение в сферу здравоохранения частных страховых компаний.

Это нормальная общемировая практика: врачи и страховики (не путать со страховщиками!) работают в одной и прочной «спайке».

Врач, как и адвокатжурналист), по сути своей не являются предпринимателями. Их задачи – выполнение общественно полезных (и значимых) функций. Врач – лечит, адвокат – защищает, журналист – информирует. Кстати, конституционно установленных и гарантированных функций.

И в частности, совсем не дело врача – думать о том, как заработать, подкалымить (в украинских реалиях – как выжить) и как построить эффективный бизнес. Мысли врача должны быть сосредоточены на пациенте, его жизни и здоровье. А вопросы организации бизнеса, зарабатывания денег касаются, прежде всего, страховиков.

Система медицинского страхования работает безупречно: от того, как работают врачи – зависит успешность бизнеса страховиков. В свою очередь, от успешности страхового бизнеса зависит и благосостояние врачей. Врачи – «дают» пациентов, страховики – «дают» частные инвестиции, столь важные для развития медицины.

Страховики нуждаются в квалифицированных врачах. В свою очередь, врачи нуждаются в «финансовой подпитке» страховиков (гораздо более обильной и надежной, в отличии от государственного финансирования). В целом, система медицина обеспечивает диверсификацию источников своего финансирования.

Кстати, на практике это развенчивает еще один стереотип, навешиваемый на «реформу Квиташвили», будто бы реформа ляжет на плечи «зубожілого народу».

Реальная ситуация обстоит ровным счетом наоборот: реформа облегчит нынешнее невыносимое бремя и для государства, и для общества, и для каждого «пересічного українця».


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments