Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Кабмин Яценюка: слабые места

images

«Зеркало недели» подготовило подробный анализ по каждому министру из новосформированного Кабмина: http://gazeta.zn.ua/internal/spasatelnyy-krug-_.html

Однозначно не потеряете время, если изучите этот материал.


Почему я сейчас акцентирую внимание именно на «слабых местах» правительства?

Прежде всего, потому что безопасность важнее всего. А о сильных сторонах Кабмина скажем как-нибудь потом (тем более, наши политические оппоненты своей часто неконструктивной критикой сами показывают нам на сильные стороны Кабмина). Акцентуация на слабых местах мною делается сознательно, чтоб своевременно отразить риски по наиболее уязвимым направлениям. Тем более, что успех правительства – это не просто успех реформаторов Яценюка. Это, прежде всего, успех всей страны, нашей устойчивости. В том числе, под давлением внешнего агрессора.

Безусловно, премьер-министр как глава правительства несет ответственность за всех. Во всяком случае, большая часть претензий, критики будет адресована, в основном, к нему. Особенно, со стороны политиканов. И неконструктивной оппозиции.

Правда, при этом важно все-таки учитывать, что правительство сформировано по коалиционному принципу. А значит, и политическая ответственность также разделена между партиями, вошедшими в коалицию. Коалиционный принцип – это нормальная демократическая практика. Европейская практика. В Европе нет места политическим монополиям. Наоборот, создаются всяческие условия к стимулированию политической конкуренции. Нужно приучаться жить в политической конкуренции. Тем более, что уже имеем свой достаточный печальный опыт политического монополизма. Особенно, в его наиболее жесткой фазе (с 2010 года). Мы прекрасно видим, какой ценой обходится стране авторитаризм (политическая монополия). Да, впрочем, и как складываются судьбы таких авторитарных диктаторов.


Коалиционный принцип предполагает не только партнерство, но взаимное сдерживание политических сил. Это является дополнительной гарантией к предупреждению монополизации власти. В правительственных раскладах такое сдерживание обеспечивается, например, между премьером и его первым замом (который по должности курирует «экономический блок» и не только).

Здесь сразу отметим: в нынешнем правительстве Яценюка НЕТ первого зама (как кстати, не было и в предыдущем). Зато есть другое: относительное большинство министров выдвинуты пропрезидентским Блоком Порошенко. А это немаловажно. Учитывая то, что по Конституции, Кабинет Министров является коллегиальным органом власти. И это не считая Мининформполитики (которое еще не создано, создание только анонсировано).

Арсений Яценюк, со своей стороны, как опытный гоаппаратчик и хороший тактик застолбил за собой прежде всего, весьма важные Минюст и МВД.

Впрочем, наиболее уязвимые места заполнены отнюдь не БПП. Хотя усилиями некоторых политтехнологов проводится весьма рисковая (для страны) «линия», провоцируя конфликты внутри власти. Например, между президентом и премьером. Конечно же, в условиях внешней агрессии (а она налицо) такое расшатывание просто недопустимо.

На мой взгляд, слабое место в Кабмине – вице-премьер Вощевский (по «квоте» радикалов Ляшко).

Еще один – Минмолодежи и спорта (на мой взгляд, вообще можно было упразднить это министерство). Хотя бы так же как в этом Кабмине убрали «пост» министра культуры, переподчинив ведомство напрямую на «гуманитарного вице-премьера» (Вячеслав Кириленко).

Назову также «слабым звеном» Минэкологии. Для нового министра – это скорее, не более, чем карьерная ступенька. Но посмотрим, что он сможет изменить во вверенной ему системе.

Есть также некоторые вопросы к Минэнергетики. Особенно, учитывая октябрьское решение НКРЭ (предыдущее место работы министра), которое создало неконкурентные привилегированные тариф для одних (частных ТЭС) и нерентабельные для других (атомная энергетика). В Минэнергетики, где коррупция еще со времен Кучмы и Януковича, потопталась наиболее сильно, накопилось также много других проблем. Но энергетика пожалуй, это общегосударственная боль.


В Кабмине столкнутся также с внутренними проблемами неструктурированности госаппарата. Например, можно бы уточнить статус Кабмина (внести некоторые изменения в профильный закон) и принят отдельный закон о центральных органах власти.

Для повышения эффективности системы госуправления можно бы разграничить работу сугубо госаппарата от департаментов, которые будут непосредственно проводить госполитику.

Возможно, есть смысл вернуться к практике Урядових комитетов.

Не менее полезной была бы практика проведения правительственных коллегий с вовлечением профильных специалистов, экспертов, представителей общественности.


P.S. А сегодня, 11 декабря, премьер Яценюк официально представил Программу Уряду на заседании парламента. Прозвучало много интересной информации. Об этом подробнее, но отдельно…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments