Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Проблема легитимности Конституции

Украина однажды выпала из правового поля, погрузившись в цепь «цветных революций». И это одна из существенных сдерживающих проблем, мешающих стране выбраться из продолжающегося «пике» на путь устойчивого развития. Как ни крути, но альтернативы возврату в правовое поле просто не существует. Другое дело, как это сделать. Учитывая, что в правовой системе страны все путано-перепутано. В том числе, на уровне Конституции, соблюдением которой не раз пренебрегали многие властные политические команд. Не в малой степени, это связано, что власть в стране руководствуется, которые зачастую ближе к политической конъюнктурщине, не стратегией развития, а исключительно тактическими интересами нежели к государственным интересам. Когда в стране нет стратегии – право не нужно, оно даже часто мешает.

Возьмем один из ключевых вопросов: какая «редакция» Конституции на сегодня действует в Украине? Конституция-96 или Конституция-2004? Соответственно, президентская или коалиционная модели власти?

С одной стороны, мы помним знаменитые конституционные кульбиты Конституционного суда, которыми Основной Закон менялся (восстанавливался). С другой стороны, после февральской «смены власти» Конституция даже была изменена парламентом. Правда, обычным законом, без соблюдения установленной процедуры, необходимой конституционно-правовой экспертизы.

А значит, февральский возврат к Конституции-2004 можно считать юридически ничтожным.

Если же февральский «возврат» в 2004 году юридически ничтожен и перехода к парламентской модели власти не произошло, то из этого следуют ряд сопутствующих производных последствий.


Что из этого следует? Например, то, что нынешние досрочные выборы ВР, назначенные по основаниям Конституции-2004, назначены незаконно. В частности, срабатывает главное препятствие ст. 83, которая технически не работает в условиях смешанной избирательной системы (а исключительно по «пропорционалке»). Тем более, что возникла еще одна проблема: закончились полномочия у большинства членов ЦИК (а значит, возникнут проблемы с кворумом на заседаниях).

В итоге, получается, какой-то замкнутый круг: с одной стороны, стране необходима перезагрузка власти. Вот только кто этот «порочный круг» сможет разорвать?

Некоторые надежды подавал евромайдан, который разве что, сломал прежнюю коррупционную систему и дал надежду на оновлення.

Второй шаг – досрочные президентские выборы, когда в Украине, наконец, после затяжной турбулентности появилась легитимная власть. Но в дальнейшем, механизм оновлення затормозил.

Что нужно на следующем этапе?

Прежде всего, провести конституционную реформу. Это давно является актуальной потребностью страны, истерзанной монополизмом власти. Это было одним из ключевых обещаний президентства Порошенко, о котором он почему-то сразу же забыл еще в инаугурационной речи. Наконец, это было одним из условий февральского меморандума власти и оппозиции, предусматривавшего провести к-реформу до сентября.

Второе – полностью завершить начатую перезагрузку власти «перезагрузкой» парламента. Но для этого прежде должны были б быть созданы условия, которые способствовали, чтоб к власти пришли действительно, новые лица.

Отдельная тема – «перезагрузка» судебной системы.

Отдельный этап – децентрализация власти, укрепление гарантий местного самоуправления.



Подробный анализ: http://gazeta.zn.ua/internal/bez-legitimnoy-konstitucii-ne-mozhet-byt-legitimnoy-vlasti-_.html.

Tags: Украина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments