Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Categories:

Искусство любви у китайцев

1924387_686993031381259_8675573836832745771_n

ИНЬ ЯН – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированное мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения Инь ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки.

В "Го юй" (5 - 3 вв. до н.э.) Инь ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци)-соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам.

В "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) с взаимодействием Инь ян сопряжены смена времен года, дня и ночи.

В "Чжуан-цзы" (4 в. до н.э.) Инь ян связаны с категориями "Дао дэ цзина": "покой" и "движение".

В традиционной космогонии появление Инь ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотичного" - хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) ("Дао дэ цзин").

В процессуальном аспекте главный закон Инь ян - дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: "одно инь [1], одно ян (1J- это и есть дао" ("Си цы чжуань", 4 в. до н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении Инь ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель Инь ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на Инь ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине 1-го тыс. до н.э. и впервые была систематически изложена в "Чжоу и", где Инь ян названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм - прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у сип), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений.



А теперь немного об отношении к сексуальности:



На всем протяжении своей длительной истории китайцы испытывали воздействие двух соперничающих учений — конфуцианства и даосизма. Но природная гибкость, присущая китайскому народу и обществу, значительно облегчала примирение противоборствующих учений и их восприятие. Практическая философия Конфуция служила действенным средством управления страной, социальной организации и упрочения патриархального семейного строя. Даосизм же выражал глубинную языческую чувственность китайцев и протест против действенности, благожелательного цинизма по отношению к утверждению, будто человек — хозяин земли и способен приспособить природу к своим замыслам. Независимо от преобладания в тот или иной период конфуцианской морали либо даосской беззаботности, их подход к сексуальной жизни различался лишь по степени важности, которая ей придавалась. Является ли она наиболее существенной частью человеческого бытия или есть более значимые проявления духа и разума?

Противоречие было разрешено с характерной для китайцев простотой и мудростью: умом можно верить в одно, сердцем — в другое.


Из книги – «Инь-ян. Китайское искусство любви»: http://www.abirus.ru/content/564/623/630/
Tags: китайская культура, китайские традиции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments