Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

  • Mood:

Китайский автопром стал мировым лидером

Китайский автопром в 2009 году станет мировым лидером автоиндустрии.
Правда, на фоне разрухи тяжелейшей за последние 80 лет репрессии, в которую сейчас впали американские, японские и европейские автогиганты.
Парадокс заключается в том, что китайские автопроизводители, являясь номинальным лидером, на данный момент не только не имеют ни одного собственного раскрученного брэнда, но и вообще до сих не немодернизировали производства. 
Правда, подчеркнём: китайские автопроизводители имеют потенциал роста. В то время, как из западные автоконкуренты далеко не факт, что сумеют выбраться из кризиса. 

Бизнес-специфика по китайски
По сути, единственное преимущество китайцев - у них просто, в отличие от американцев и европейцев, есть в наличие "живые" деньги. 
Хотя то, как это произошло, с точки зрения американской бизнес-психологии, нонсенс. Ибо деньги, в понимании американцев, никогда не должны лежать "мёртым грузом" где-нибудь в "чулках", а постоянно вращаться в обороте. Так, предприимчивый американец имеющийся у него капитал обязательно вложит в какой-либо проект, на полученный доход заплатит своим работникам зарплату, купит сырьё и усовершенствует производство. Потому что американский бизнесмен понимает: рост производительности труда зависит от качества оборудования, а также от материальной заинтересованности персонала. 
Китайские бизнесмены, как правило, предпочитают больше экономить, уровень потребления в Китае низок. Словно за "заветам" великого Мао. Для китайца определяющим показателем успеха является капитализация компании в абсолютных цифрах. Получается, формула "капитал - ради капитала", за счёт экономии на зарплатах и старых моделях оборудования. 
В докризисные времена это правило позволяло китайцам быть аутсайдерами в своих сегментах бизнеса. 
Но сейчас, когда развитые страны испытывают дефицит "кэша", китайцы - уже впереди планеты всей. 
Возможно, по этой причине номинально самые крупные валютные резервы КНР в мире - свыше $2 трлн. - некоторыми аналитиками даже преподаются как показатель успешности китайской модели экономики. 
Забывая о том, что $2 трлн., лежащие мёртвым грузом, это всего лишь бумага. К тому же, и головная боль для их обладателя, не знающего куда можно вложить столь солидные "сбережения" дабы попытаться сберечь их от обесценивания. 

В поисках брэнда
Самой крупной компанией китайского автопрома является Shanghai Auto Industry Corp. (SAIC). Преимущественно, именно она задаёт тон на всём внутрикитайском рынке. И дабы восполнить отсутствие собственных брэндов, китайские компании решили попытаться приобрести уже раскрученные брэнды иностранные. 
Однако, и по этому пути у шанхайцев, по сути, не было широкого выбора.
Во-первых, рынок США для китайцев изначально закрыт. В какой бы сильной рецесии не находились американские автокомпании, репутация дороже. "Новичкам" - тем более, "посткоммунистическим бизнесменам", - американцы точно своё имя не продадут.  
Во-вторых, также изначально для китайцев закрыт авторынок Японии. Всякий китаист знает: для китайца самый главный конкурент - это японец. Точно также как для японца - китаец.     
Таким образом, учитывая, что США и Япония основными "китами", на которых держится глобальный автопром, становится понятно: китайцы даже в условиях мирового кризиса не имеют возможность приобрести на свои докризисные сбережения какую-либо существенную долю рынка. 
В-третьих, китайцы попытались сразу выйти на европейский рынок, и замахнулись сразу на одного из их лидера - компанию Rover. В начале 2008 года SAIC попыталась купить автобрэнд Rover за 67 млн. фунтов стерлингов.
Разумеется, не "лучшие времена" заставили старожила элитного автопрома выйти на внешний рынок заимствований. Правда, впоследствии, Rover таки обанкротился. Однако, тем не менее, британцы всё же не рискнули продать своё солидное имя китайцам - как говорится, репутация дороже. Тем более, лоббисты немецкой BMW оказались более расторопными. В конечном итоге, SAIC вообще не смогла приобрести ни одного европейского автобрэнда. 

Покупка корейцев
Более того, даже крупные южнокорейские автопроизводители отказались от щедрых китайских инвестиций. За исключением, правда, компании Ssangyong Auto (1954г.), являющегося всего лишь четвёртым автопроизводителем Южной Кореи.
Ещё в 2005 году шанхайская SAIC приобрела 48,82% акций корейской компании. И в последующие несколько лет китайцам удалось докупить недостающую до контрольного пакета долю - 51,3%. 
Только сейчас, когда в связи с мировым кризисом,  Ssangyong Auto окончательно рухнула, SAIC полностью выкупила весь пакет акций, потратив, в общей сумме инвестиций $500 млн. 
Генеральная стратегия SAIC - создать китайское производство Ssangyong Auto. Тем более, в КНР себестоимость гораздо ниже, чем в Южной Корее. 
Кстати, в своё время, именно это причина привела к тяжёлым финансовым проблемам  Ssangyong Auto, чем незамедлительно воспользовались шанхайцы.
Во-первых, Ssangyong Auto практически не оставалось места на внутреннем рынке Кореи, практически полностью поделенном между KIA и  Hundai.
Во-вторых, Ssangyong Auto имела самый большой фонд оплаты труда. Не только по корейским меркам, но и среднемировым. Так, средняя зарплата работников на предприятиях Ssangyong Auto составляла $40-50 тыс. в год, или 20% себестоимости авто.  В то время, как в мире этот показатель - не более 10%. А в КНР, для сравнения, всего 2-3%. (Всего на заводах Ssangyong Auto было занято 7100 работников и менеджеров).
В октябре 2005 года, после того шанхайская SAIC внесла свои первые инвестиции, было начато строительство завода в китайском г. Yizheng (провинция Jiangsu). Плановая мощность предприятия - 100 тыс. авто в год. 
Следует отметить, шанхайцы изначально поставили принципиальное условие: полностью уволить прежний корейские менеджмент и трудовой коллектив, заменив его на китайцев. Что, в принципе, не удивительно: таким образом, обеспечивалась банальная экономия на зарплате.
Разумеется, такая постановка вопроса вызвала ярый протест у рабочих. В результате, между корейским трудовым коллективом и и китайскими инвесторами начался затяжной спор. В конечном итоге, в этом споре верх взяли шанхайцы, а решающее значение сыграл нынешний мировой кризис.
Тем более, пока корейцы с китайцами выясняли между собой трудовые споры, долги Ssangyong Auto, в общей сложности, достигли $451 млн. И китайская инвестиция в сумме $500 млн. для окончательной скупки 100% акций оказалась очень кстати.

В конечном итоге, суть достигнутого китайско-корейского компромисса:
1. Основное произвоство - на территории КНР.
2. Мощность - 131 тыс. авто в год. В том числе, 71 тыс. - на экспорт.
3. Фонд оплаты труда - 5,7% в структуре себестоимости.
4. SAIC приобрела более-менее раскрученный брэнд автокара Kyron. 
 
...Отныне крупнейший китайский автопроизводитель Shanghai Auto Industry Corp. стал самой капиталлизированной автокомпанией мира. 

Tags: китайский автопром
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments