Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Беларусь готова к конкуренции на рынке Украины

Фиксирую для себя...Как видим, одни после приостановки евроинтеграции разочаровываются в украинском рынке (Литва, Польша). Другие наоборот, полны решимости усилить присутствие на рынке.
К большому переделу в Восточной и Центральной Европе...

Оригинал взят у guralyuk в Общие цифры по влиянию евразийской интеграции на экспорт белорусских нефте-продуктов в Украину


Беларусь готова к конкуренции на рынке нефтепродуктов Украины
14.11.13

Украина взяла курс на восстановление собственной нефтепереработки и намерена уже в скорой перспективе увеличить потребление собственного топлива. Однако белорусские компании, работающие на украинском рынке нефтепродуктов, готовы к усилению конкуренции и рассчитывают не только сохранить свое присутствие в Украине, но и усилить его за счет изменения логистики поставок и расширения ассортимента продукции. Они также подчеркивают, что украинский рынок всегда будет оставаться одним из приоритетных направлений белорусского экспорта нефтепродуктов, поскольку является одним из самых премиальных. Этому способствует как географическая составляющая, так и ценовая конъюнктура украинского рынка нефтепродуктов.

Украинские НПЗ прошли "точку невозврата"

"Мы понимаем, что возможно усиление конкуренции в 2014 году, поэтому готовимся к этому. Но не боимся конкуренции и не собираемся уходить с рынка Украины", - заявил гендиректор "БНК-Украина" Виталий Калугин на конференции "Рынок нефтепродуктов Беларуси: производство, экспорт, розница", которая прошла в Гомеле в ноябре. Его высказывания агентству "Интерфакс-Запад" привели в ПО "Белоруснефть", которое выступило организатором конференции и является одним из сочуредителей "БНК-Украина".

В.Калугин отметил, что на сегодняшний день из семи украинских НПЗ стабильно работают 1-2 завода. В ближайшее время ожидается возобновление работы Лисичанского НПЗ, которым теперь управляет российская "Роснефть". Как предполагается, украинская группа ВЕТЭК намерена запустить и Одесский НПЗ. Между тем, по мнению главы "БНК-Украина", большинство украинских НПЗ "прошли точку невозврата". Для их запуска потребуются серьезные инвестиции.

Кроме того, отмечают белорусские эксперты, на сегодняшний день практически все украинские НПЗ имеют достаточно невысокий технологический уровень, не способный обеспечить выпуск качественных нефтепродуктов, которые были бы востребованы не только в Украине, но и на экспорт. Для модернизации украинских НПЗ до европейского уровня требуются миллиарды долларов, и пока ни украинские, ни российские инвесторы к таким капиталовложениям не готовы. Поэтому, по прогнозам белорусских экспертов, в среднесрочной перспективе украинский рынок топлива останется зависимым от импорта, хотя его доля может несколько сократиться.

Беларусь придет и в украинскую розницу

Еще несколько лет назад после регистрации и начала своей работы в Украине "БНК-Украина" анонсировала свои планы по приобретению розничной сети АЗС в этой стране.

"Мы уже освоили торговлю крупным и мелким оптом, и следующий сегмент, которым планируем заняться, - это розница. С 2014 года планируем начать строить сеть заправок. Сейчас мы находимся на стадии обсуждения этого вопроса с нашими партнерами", - сказал В.Калугин. По его словам, создание собственной сети АЗС станет возможным примерно к середине 2014 года. Предполагается, что сети белорусского оператора появятся в Винницкой, Житомирской и Хмельницкой областях Украины.

В настоящее время "БНК-Украина" имеет в собственности 2 нефтебазы в Украине, еще 10 таких объектов эксплуатируются на условиях аренды.



В.Калугин также выразил мнение, что наличие собственного нефтебазового хозяйства позволит компании выстроить логистику поставок топлива, а качество белорусских нефтепродуктов будет способствовать тому, чтобы компания получила возможность закрепиться в розничном сегменте рынка.

Не только поездами, но и водным транспортом

Для расширения сети потребителей белорусские операторы, работающие на топливном рынке Украины, планируют задействовать в будущем не только традиционные железнодорожные поставки, но и комбинированные поставки трубопроводным и водным транспортом.

Так, в октябре "БНК-Украина" в партнерстве с украинским ООО "Золотой экватор" (оператор сети АЗС бренда WOG) выполнила пробную поставку в Украину речным транспортом крупной партии дизтоплива производства ОАО "Мозырский НПЗ". По данным "Золотого экватора", был разработан маршрут транспортировки нефтепродуктов с Мозырского НПЗ до места слива в Киев. Маршрут пролегает по Припяти и Днепру.

Этим маршрутом была выполнена пробная поставка 750 тонн дизтоплива класса Евро-5 производства Мозырского НПЗ. Дизтопливо было закуплено у "БНК-Украина", поставку по речному маршруту осуществило "Белорусское речное пароходство".



Ранее "БНК-Украина" предлагала украинским партнерам ежемесячные поставки речным транспортом дизтоплива производства МНПЗ в объеме 2,8-6 тыс. тонн в период с августа по ноябрь 2013 года. Предусматривалось, что такие поставки могут быть осуществлены в порты Кременчуга (Полтавская обл.), Ржищева (Киевская обл.) и Запорожья.

В свою очередь в Белорусской нефтяной компании сообщили, что в настоящее время прорабатывается возможность прокачки дизтоплива стандарта Евро-5 по трубопроводу "Транснефтепродукта" (Новоград-Волынский) на условиях DAP (граница Беларуси).

Между тем, как сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в ОАО "Мозырский НПЗ", в ноябре предприятие начало реализацию нового проекта. "Его суть состоит в том, чтобы осуществить до конца навигационного периода поставку по реке порядка 10 тыс. тонн дизельного топлива в сторону Украины. В речной порт "Мозырь" уже прибыла специальная накопительная баржа. Аналогичная стоит в Киеве", - рассказали на предприятии.

Там привели высказывания заместителя гендиректора МНПЗ Виталия Павлова, который сообщил, что МНПЗ совместно с "БНК-Украина" и другими компаниями планирует организовать долгосрочную работу в этом направлении. "У украинских потребителей есть большая заинтересованность в таком канале поставки дизельного топлива. И, возможно, уже в следующем навигационном периоде мы перейдем на такой альтернативный источник поставки нефтепродуктов. Если все задуманное получится, то мы сможем сократить использование железнодорожного транспорта, с наличием которого у нас периодически возникают достаточно серьезные проблемы", - сказал В.Павлов.

В МНПЗ также сообщили, что предприятие рассматривает возможность организации поставок в Украину арктического дизтоплива. При этом МНПЗ готов к выполнению требований украинского законодательства об обязательном добавлении спиртов, однако ожидает конкретных требований от украинской стороны.

Планов громадье, но поставки пока падают

Между тем, согласно данным, которые В.Калугин привел во вторник в Киеве на конференции Petroleum-Ukraine-2013, за девять месяцев 2013 года поставки белорусских нефтепродуктов в Украину сократились почти на треть.

Так, экспорт белорусского топлива составил 2 млн 309,4 тыс. тонн, что на 32,8%, или на 1 млн 124,9 тыс. тонн меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

По данным главы "БНК-Украина", за три квартала 2013 года дизельного топлива из Беларуси в Украину поступило на 35,3% (на 843,9 тыс. тонн) меньше. Объем поставки этого вида нефтепродуктов составил 1 млн 543,6 тыс. тонн. При этом поставки бензинов сократились на 26,8% (на 281 тыс. тонн) - до 765,8 тыс. тонн.

Доля ООО "БНК-Украина" в объеме импорта нефтепродуктов из Беларуси по итогам девяти месяцев 2013 года составила 21%.

За январь-сентябрь текущего года "БНК-Украина" сократила поставки нефтепродуктов в Украину на условиях DAP (продажа на границе с уплатой импортных пошлин - ИФ) в 13 раз (на 577 тыс. тонн) - до 48 тыс. тонн. При этом объем реализации "БНК-Украина" на внутреннем рынке по крупному опту возрос на 75,1% (на 136 тыс тонн) - до 317 тыс. тонн. В свою очередь, объем реализации компанией на внутреннем рынке по мелкому опту с нефтебаз возрос в 2,6 раза (на 143 тыс. тонн) - до 230 тыс. тонн. Еще 2 тыс. тонн нефтепродуктов "БНК-Украина" отгрузила автотранспортом из Беларуси в направлении Украины (в аналогичном периоде 2012 года таких поставок не было).

Прогнозы не утешают

Несмотря на планы белорусских производителей и трейдеров сохранить и усилить свое присутствие на рынке Украины, профильные украинские эксперты в 2014 году прогнозируют дальнейшее сокращение поставок белорусских нефтепродуктов.

В частности, по прогнозам украинской "Консалтинговой группы А-95", в первом полугодии 2014 года поставки белорусского топлива в Украину ожидаются на уровне 900 тыс. тонн, что на 41,6% меньше по сравнению с январем- июнем 2013 года.

В то же время, рассчитывают эксперты, в январе-июне 2014 года планируется, что Лисичанский НПЗ (ЛИНИК) поставит на внутренний рынок 1,2 млн тонн нефтепродуктов, а поставки Одесского НПЗ составят 600 тыс. тонн. В январе-июне 2013 года эти НПЗ поставки топлива на внутренний рынок Украины не осуществляли.

По данным "А-95", Одесский НПЗ возобновит свою работу до осени этого года. Планируемая на первых этапах загрузка в 200 тыс. тонн нефти обеспечит производство около 100 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, что составляет около 12% топливного рынка Украины.

Более существенные изменения в наполнении рынка произойдут с возобновлением весной 2014 года работы НПЗ "ЛИНИК", принадлежащего российской НК "Роснефть".

"Минимальный объем переработки этого мощного НПЗ составляет около 400 тыс. тонн с выработкой порядка 270 тыс. тонн бензина и дизельного топлива (около 32% рынка)", - отмечают эксперты.

Также с учетом текущих объемов Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ суммарный объем переработки в 2014 году может составить 850 тыс. тонн в месяц, или более 10 млн тонн в год.

"Это означает, что в 2014 году доля украинских нефтепродуктов может вернуться на отметку 50-60% внутреннего рынка", - считает директор "А-95" Сергей Куюн.

Справка:

Украина является одним из стратегических рынков для белорусских нефтепродуктов, при этом Беларусь традиционно является самым крупным поставщиком топлива на украинский рынок. В 2012 году республика опередила по объемам поставок автобензинов и дизтоплива Россию, Литву и Румынию, о чем свидетельствуют данные мониторинга, подготовленного украинской "Консалтинговой группой А-95".

По данным украинской государственной статистики, в 2012 году потребление бензинов в стране составило 4,2 млн тонн, дизтоплива - 6,02 млн тонн. При этом из Беларуси было поставлено за год 964 тыс. тонн автобензинов (рост на 1,7% к 2011 году) и 2 млн 838 тыс. тонн дизтоплива (на 53,5% больше). Таким образом, в 2012 году доля Беларуси в общем объеме потребления автобензинов составила 22,9%, по дизтопливу - 46,5%.

"БНК-Украина" является дочерней структурой государственного ЗАО "Белорусская нефтяная компания" – белорусского спецэкспортера нефти и нефтепродуктов и государственного ПО "Белоруснефть". Среди белорусских нефтетрейдеров, занимающихся поставками топлива в Украину, компания занимает ведущее место. Компания выполняет поставки топлива, произведенного из ресурсов белорусских НПЗ (преимущественно МНПЗ), а также из ресурсов "Белоруснефти".

Помимо "БНК-Украина", поставками топлива в Украину занимаются частные белорусские нефтетрейдеры, которые осуществляют переработку российской нефти на белорусских НПЗ на условиях процессинга.

http://www.interfax.by/article/106141

Белорусские товары готовятся к отступлению с украинского рынка
31.10.13

Одним из важнейших и ожидаемых событий предстоящего в конце ноября в Вильнюсе саммита Восточного партнерства должно стать подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС.

Мало кто из экспертов сомневается, что парафированное еще в 2012 году соглашение будет подписано. Это означает, что в ближайшее время соседнюю страну ожидают масштабные изменения, которые безусловно повлияют на взаимоотношения между Киевом и Минском, пишут «Белорусские новости».
Чем может аукнуться Беларуси подписание Украиной соглашения об ассоциации?
Украина занимает третье место по объемам товарооборота и экспорта среди стран, с которыми торгует Беларусь. В свою очередь, Беларусь — четвертая среди внешнеторговых партнеров Украины. По итогам 2012 года товарооборот между двумя странами достиг отметки в 7,5 млрд. долларов. Причем с Украиной сальдо торгового баланса положительное для Беларуси.
Создание зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом означает либерализацию торговли между двумя сторонами. Постепенная отмена или существенное уменьшение ввозных пошлин предусмотрено для более чем 95% тарифных позиций. Кроме того, соглашение об ассоциации содержит требования о пересмотре существующих технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер и др.
Нефтяная доминанта
По итогам 2012 года на Украину приходилось 12,1% экспорта Беларуси. За последнее десятилетие товарооборот между двумя странами увеличился практически в 10 раз. Такие достижения стали возможными только благодаря белорусскому нефтяному чуду.
Так, из 5,57 млрд. долларов экспорта в Украину в 2012 году 4,25 млрд. долларов (76,3%) пришлось на нефтепродукты. По сравнению с 2011 годом Беларусь экспортировала нефтепродуктов на 1,43 млрд. долларов больше (в 2011 году экспорт Беларуси составил 4,16 млрд. долларов, а доля нефтепродуктов в экспорте — 67,7%).
Маловероятно, что в ближайшее время что-то может изменить эти цифры в меньшую сторону, и тому есть несколько причин.
Во-первых, импортировать сырую нефть и перерабатывать ее на своих НПЗ украинцам попросту невыгодно. Все дело в том, что экспортная пошлина на нефть для стран Таможенного союза выше аналогичной пошлины на нефтепродукты. В результате продукция украинской нефтянки значительно проигрывает в цене белорусским нефтепродуктам.
Во-вторых, украинские НПЗ сегодня обеспечивают лишь около 50% потребностей рынка страны. Объясняется это в первую очередь технологической отсталостью заводов: глубина переработки нефти не превышает 50% (у белорусских НПЗ этот показатель равняется 75%). Кроме того, технологическая отсталость украинских НПЗ и высокая стоимость нефти снижают прибыльность переработки нефти в Украине.
В-третьих, доля нефтепродуктов белорусского производства составляет примерно 41% украинского рынка. Введение каких-либо ограничений на поставки белорусского топлива на украинский рынок автоматически приведет к повышению цен. Это может негативно отразиться как на экономической, так и на политической ситуации в Украине.
Однако на объеме экспорта белорусских нефтепродуктов может отрицательно сказаться рост напряженности в отношениях между Киевом и Москвой. В этом случае нельзя исключать, что Кремль потребует от белорусского руководства снизить объемы поставок нефтепродуктов на украинский рынок, по крайней мере в качестве показательной акции устрашения.
Возможны и другие меры воздействия на Киев. Александр Лукашенко 21 октября на встрече с руководителями СМИ стран СНГ был вынужден заявить, что в случае открытия украинской границы для европейских товаров Таможенный союз при необходимости может ввести повышенные таможенные пошлины для защиты своего рынка.
Естественно, такой шаг может в принципе нанести урон двусторонней торговле.
Кроме того, экспорт белорусских нефтепродуктов на украинский рынок находится в зависимости и от градуса белорусско-российских отношений, а также возможностей Минска в использовании различных серых схем поставок, например аналогов растворителей и разбавителей.
К слову, за январь-июль нынешнего года экспорт нефтепродуктов из Беларуси в Украину сократился на 26,7% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Снижение объясняется сокращением поставок биодизеля, которое произошло после прошлогоднего требования России прекратить экспорт из Беларуси растворителей и биодизельного топлива.
МТЗ и МАЗ под угрозой
Другие позиции белорусского экспорта в Украину находятся в более уязвимом положении.
По данным украинских экспертов, в результате снижения размеров ввозных пошлин и их последующего обнуления цены на грузовые автомобили, сельскохозяйственную и бытовую технику могут снизиться на 15-20% после вступления в действия соглашения об ассоциации. Такое снижение цен на украинском рынке приведет к повышению конкуренции и последующему сокращению белорусского экспорта как в денежном, так и в количественном эквиваленте.
Кстати, по некоторым позициям объемы белорусского экспорта начали снижаться еще до подписания соглашения об ассоциации. Поставки грузовых автомобилей МАЗ с полной массой менее 20 тонн за январь-июнь 2013 года в денежном эквиваленте сократились на 26,7% — с 26,1 млн. долларов до 19,2 млн. долларов. Еще большее сокращение экспорта коснулось белорусских грузовиков с полной массой более 20 тонн. За январь-июнь нынешнего года объем экспорта снизился на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: с 21, 9 млн. долларов до 13 млн. долларов.
Вступление в силу соглашения об ассоциации только усилит этот эффект. Стоит добавить, что помимо снятия таможенных барьеров, конкуренцию на рынке Украины могут усилить еще несколько новшеств.
Лизинг и сертификаты соответствия могут стать на пути белорусских товаров
После создания зоны свободной торговли на Украину будет распространено действие европейских программ поддержки машиностроительного экспорта. Это означает, что украинским покупателям станут доступны программы дешевого лизинга, а также кредиты под 3-4% для покупки продукции производителей стран Европейского союза.
Маловероятно, что белорусские производители смогут обеспечить подобные лизинговые или кредитные условия. В условиях белорусской экономики это попросту невозможно. В результате дешевые кредиты и выгодные условия лизинга европейских производителей сделают свое дело: спрос на белорусские товары может упасть.
Кроме того, соглашение об ассоциации предусматривает введение в Украине системы европейских технических регламентов, а также сертификатов соответствия/качества. Белорусским производителям, продукция которых не соответствует таким европейским требованиям, фактически будет отказано в поставках своей продукции на украинский рынок.
Таким образом, белорусским властям есть над чем задуматься. Если опять проморгают изменение конъюнктуры, как это было в истории со вступлением России в ВТО, белорусская промышленность может постепенно лишиться одного из важнейших рынков сбыта, что повлечет за собой целый ряд негативных тенденций для национальной экономики.
http://economics.bel.biz/news/belorusskie_tovary_gotovyatsya_k_otstupleniyu_s_ukrainskogo_rynka/


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments