Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

США-Армения-Турция: игры на геноциде

Комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США одобрил проект резолюции о признании турецкого геноцида армян.
Мы сразу отметили – почти.
Дальше началось интересное.
Филипп Кроули: Администрация Обамы не намерена вносить проект в Конгресс.
Госсекретарь Х. Клинтон: «Мы против этого решения. Мы уверены, что Конгресс не примет никакого решения по этому вопросу».
Хилари признала, что Барак Обама обещал квалифицировать массовые убийства турками армян как геноцид в предвыборную кампанию, но, вместе с тем, заметила, что «сейчас обстоятельства существенным образом изменились».
Итак, что происходит?

Скорее всего, резолюция о геноциде будет принята.
В конце концов, она касается не только восстановления исторической справедливости, но и затрагивает важные стратегические интересы.
Тем более, что широкие дебаты по проблеме уже прошли и консенсус (пусть и хрупкий) достигнут.
Вопрос только – КОГДА будет принята резолюция?
И ещё - ЗАЧЕМ нынешняя волокита?
Немного позднее мы вернёмся к этим вопросам.

Армянам нет повода обижаться на промедление Америки. Они и не будут этого делать. Для Еревана Вашингтон останется главным помощником в обуздании непримиримой Турции и восстановлении исторической справедливости. А главным препятствием в признании геноцида для армян по-прежнему будет оставаться коварная Турция. Дескать, пытаются отговорить США в последний момент.
Турки (а также их тюркские братья азербайджанцы) тоже ни на йоту не будут обижаться на Америку, поддавшуюся аргументам армянского лобби. Пусть только попробуют – и упадут с перспектив стать средоточием Евразии к соседству с террористическими режимами Сирии и Ирана. Плюс проблемы поствоенного Ирака будут периодически терроризировать восточные границы Порты.
Таким образом, США в регионе сохраняют устойчивые дружеские отношения со всеми игроками. И нынешнее промедление с окончательным признанием геноцида здесь не помеха.

Приведёт ли это к откату в армяно-турецком сближении?
Конечно же, нет. Такого отката не будет.
Как известно, ещё в октябре минувшего года, когда был подписан исторический Протокол, Армения и Турция договорились вынести «за скобки» дипломатического процесса проблемные вопросы истории.
Очевидно, что преимущества и выгоды, которые сулит армяно-турецкое сближение, перевешивают весь негатив прошлого. И армяне, и турки хотят идти навстречу друг другу, скрепя зубы.
Но любое промедление – особенно, то, которое трудно было спрогнозировать – на этом пути только возвращает былое недоверие и приводит к новому росту напряжённости, угрожая нивелировать достигнутые договорённости.
И армяне, и турки стараются как можно быстрее проскочить через полосу былых препятствий, зажмурив глаза, а тут промедление…. «Почему? А вдруг кидок?», - закономерные вопросы, которые появятся как у армян, так и у турок, разжигая уже потухшее недоверие.
Таким образом, чем дольше тянется неопределённость – тем сильнее нарастает напряжённость и недоверие. Но не к Америке, медлящей с выполнением обязательств, а былое недоверие между турками и армянами.
В конечном итоге, это может привести к конфликту.

Америка провоцирует конфликт?
Такое мнение может сложиться на первый, поверхностный взгляд.
В действительности, Америка, конечно же, не играет на стравливание тюрков с армянами.
Америка, как раз, особенно, заинтересована в мирном развитии региона.
К тому же, не будем забывать, что именно при активном участии Америки началось армяно-турецкое сближении.
Через регион проходят ряд стратегических проектов, продвигаемых США.
Все страны региона – Азербайджан, Армения, Турция, Грузия – задекларировали приверженность демократическому европейскому выбору. И с разной скоростью продвигаются в данном направлении.
Любой военный конфликт в регионе угрожает сломить данную тенденцию.
Вспомним, август-2008, когда из-за бомбёжек на несколько недель выбыл из строя БТД, а «Сарматию» пришлось «откачивать» более года.
Итак, Америке война на Южном Кавказе не выгодна.
В частности, в зоне нагорнокарабахского урегулирования.

Тюрки будут конфликтовать с армянами?
Нет. Конечно же, не будет.
Её главной заботой сейчас является, как можно, быстрее управиться с подготовкой к строительству «Набукко». В том числе, уладить все спорные вопросы с ближайшими соседями.     
Аналогичные соображения должны бы быть и у Азербайджана.
Но Баку является наиболее уязвимым звеном. А больше всего уязвим «режим Алиева».
В связи с существенным падением мировых цен на нефть и последующим кризисом Азербайджан оказался в сложной экономической ситуации.
Казалось бы, наиболее оптимальный выход – кропотливо осуществлять системные реформы, которые при профессиональном подходе неизбежно дадут положительный результат. Правда, эффект будет не через год и не через два. Придётся ждать N-количество времени.
Хотя есть ещё один нюанс: для проведения реформ – нужна команда реформаторов. Их не так просто найти, вырастить в постсоветском тоталитарном обществе.
Т.е. реформаторский путь – сложный, длительный, в нём нужно думать.
Есть короткий путь к «народной популярности»: отвлечь народ от насущных проблем «маленькой победоносной войной». Он становится особенно соблазнительным, когда ближайшее генеральское окружение начинает методично рапортовать об «успехах» азербайджанского военного строительства, «перевесе» Азербайджана в вооружениях над Арменией и т.д., и т.п.
Понятно, что риск возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе может стоить президенту Алиеву власти. Не только в Китае проигравший император прекращает быть императором.
Однако, предвкушение военного реванша приводит к головокружению от успехов. И тогда все рациональные аргументы отбрасываются в сторону.
После подписания армяно-турецкого протокола Азербайджан чувствует себя наиболее обиженным, покинутым всеми. И, в частности, обида возникла на союзника – Турцию.
Итак, искру в конфликте на Южном Кавказе может разжечь «режим Алиева». А приз в этой войне всё тот же – Нагорный Карабах.
Ну, а турки, между прочим, верны своим союзническим обязательствам перед Азербайджаном. Как мы уже сообщали, они договорились увеличить поставки вооружений в Баку.

Позиция России
России не выгоден нынешний расклад, сложившийся в регионе после распада Советского Союза и образования новых государств. Но, особенно, ей не выгодна тенденция, которая может привести к окончательному вытеснению России из всего Южного Кавказа.
Любые успехи кавказских государств в демократическом строительстве (особенно, это касается примера Грузии) представляет угрозу «режиму Путина».
С бизнесовой точки зрения, России не выгодно становление не только «Набукко», но и других проектов в рамках прозападного Шёлкового пути.
России выгодно, чтобы весь газ и нефть шли только по её трубам – «Южному потоку», «Голубому потоку» и т.д.
До последнего времени единственным бастионом российского влияния на Кавказе оставалась Армения. Но с размораживанием армяно-турецких отношений и эта «фишка» расшаталась. К тому же, дал первые трещинки «режим Алиева».
В интересах России продолжать поддерживать Армению. И всячески блокировать армяно-турецкое сближение, подбрасывая новые провокации в диалог Еревана с Анкарой. Такая стратегия позволяет Москве не потерять обоих и сохранить то, что есть – Армению.
Можно, конечно, не стравливать Армению с Турцией. Но, в таком   случае, чтобы получить Турцию под сень евразийской интеграции – нужно обоих (Анкару и Ереван) стравить против Америки. Но это ещё более сложно, а на практике невозможно.
Однако, стратегия стравливания и размусоливание проблемных страниц истории уже не срабатывает на практике. Когда на горизонте замаячил конкретный интерес – и Анкара, и Ереван потянулись на встречу друг другу.
Таким образом, у Москвы остаётся последнее средство – разрушить нынешний расклад. И на его руинах построить новый. Для этого РФ использует все те «фишки», которые у неё остались: Нагорный Карабах, курды, база в Гюмри, помощь путинского друга Эрдогана, а также подстрекательство «режима Алиева» к агрессии.

Какие риски для Грузии?
Москва будет подстрекать Баку к войне, соблазняя Борчалой (Квемо-Картли).  
Внимание Еревана будет отвлечено соблазном «получить» Джавакх.
Но не факт, что Азербайджану удастся вернуть Карабах.
Мы уже отмечали: Москву не устраивает нынешний расклад в регионе. Москва заинтересован в новом раскладе.
Новый расклад, где окажутся в проигрыше все действующие игроки (Азербайджан, Армения, Грузия), появятся новые игроки (Борчала, Джавакх) и на этих руинах укрепится статус Карабаха, Абхазии, а также, возможно, Самочабло.

Какая роль здесь Украины?
Президент Янукович уже заявил, что видит Украину в качестве «моста» между Европой и Россией. Но отметим, быть мостом – не значит, склоняться к какому-либо из берегов. Ну, а любой «крутой поворот» может только разрушить этот мост. Кроме того, быть мостом – не значит стоять без движения «ни вашим, ни нашим».
Украина может пользоваться своим уникальным геостратегическим положением, получая выгоды как от России, так и от Европы. Если, конечно, будет строить свою политику на основе нацинтересов (и ВИДЕТЬ эти нацинтересы). Вместо того, чтобы прикрываться маловразумительной «многовекторностью».
.....Для чего мы сделали это отступление? Прежде всего, чтобы сказать: Украине нужно не только налаживать отношения с Россией, но и не разворачиваться от Запада.
Как видим, на Кавказе сейчас схлестнулись интересы России и Запада.
Место Украины в этой схватке – не посередине, и не роль стороннего наблюдателя.
Во-первых, Украину устраивают сложившиеся кавказские расклады (в отличие от России).
Во-вторых, Украина имеет отличные отношения стратегической дружбы практически со всеми странами региона. Особенно, с Грузией и Азербайджаном.
В-третьих, Украина всеми кавказскими барсами рассматривается как лидер демократии, альтернативный посттоталитарной путинской России. Можно вспомнить о Сообществе демократического выбора, созданном в Киеве в 2005г.
В-четвёртых, Украину связывает с Кавказом действующая организация ОДР-ГУАМ.
В-пятых, Украина вовлечена в прозападный Шёлковый путь посредством «Сарматии».
Итак, если Украина сделает «крутой поворот» по отношению к своим кавказским друзьям, к Западу -  это может обернуться далекоидущими, серьёзными последствиями. Если при этом Украина ещё станет на сторону России (или будет ей ситуативно помогать) – это чревато ещё более тяжёлыми последствиями.
Запад окончательно утратит интерес к Украине.
Но дело ещё вот в чём: Запад может дать отмашку Турции наброситься на Крым, Румынии – на прилегающие регионы и т.д. И, действительно, какой смысл Западу поддерживать то, что им не принадлежит, где нет их интересов?
Тем более, что и Турция, и Румыния сделали сознательный выбор быть на стороне Запада. Даже славянская Болгария (16-я республика) такое согласие дала.

В завершение, вернёмся к вопросу, поставленному в начале статьи:
Почему США медлят с признанием геноцида армян?
Как видим, слабым звеном здесь выступает Администрация Обамы, отказывающаяся довершить то, что уже практически сделано.
И мы снова возвращаемся к вопросу, расследуемому сейчас Колумбийским университетом: Who is  Обама?
Его можно рассматривать представителем «левацкого крыла ЦРУ», как к этому призывают испанские социалисты. (Если, конечно, у ЦРУ есть такое «крыло»).
Но вся загвоздка в том, что ЦРУ – американская спецслужба и действует в нацинтересах США. В то время, как промедление Обамы вредит этим интересам.
Может всё-таки сказывается обучение Обамы в Университете Дружбы народов им. Партрисия Лумумбы (или в логове у пакистанских террористов)?

Tags: Турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments