Азиатские тигры (igor_tiger) wrote,
Азиатские тигры
igor_tiger

Зачем нужны санкции против Ирана

США продолжают убеждать окружающий мир в пользе новых санкций против Ирана, до введения которых остаются «считанные недели».
Однако, что изменят новые санкции?  

1. Главная причина, которую называют США для введения новых санкций – не дать Ирану создать атомную бомбу.
Кстати, уже есть и повод – свежий доклад МАГАТЭ. Теперь уже никто не будет сомневаться, что иранская ядерная программа преследует целью не только мирное освоение атома. 
Правда, всё-таки маловероятно, что новые санкции каким-либо образом остановят уже запущенный ядерный цикл.  
Пример Северной Кореи – яркое тому подтверждение. Даже сильный голод и статус международного изгоя не остановил корейских северян от ядерных испытаний и ракетного строительства.
Или ещё один пример – Иран. В отношении него уже действуют санкции. Но это не помешало Тегерану серьёзно продвинуться в лабораторных ядерных испытаниях. И, как следствие, он уже стоит в шаге от производства своей первой атомной бомбы.
Таким образом, новые санкции не только не остановят ядерную программу Ирана. Более того, введение новых санкций только увеличит дистанцию между Тегераном и мировыми столицами, посеяв ещё большее недоверие между ними.
Причём вырастет стена отчуждения не только между Ираном и Западом, но и между Тегераном и его верными друзьями – Москвой и Бейцзином, которые вероятно дадут молчаливую отмашку на санкции.
После новых санкций Иран вообще окажется в ещё большей изоляции, чем сейчас. А американцы первыми протянут руку и призовут к прямому диалогу. Точно так же, как совсем недавно мы наблюдали ситуацию после введения новых санкций в отношении КНДР.
Таким образом, вывод №1: эффект превенции в новых санкциях весьма сомнителен. Иран не остановится в своей цели создать первую атомную бомбу.

2. Главное последствие от введения новых санкций – это удар по экономике Ирана. Что, в свою очередь, приведёт к некоторому падению уровня жизни иранцев и росту безработицы. Как следствие, на фоне роста социальной напряжённости не следует исключать дальнейшие попытки демократов раскачать внутриполитическую ситуацию в Иране вплоть до спровоцирования внутренних беспорядков.
Отсюда вывод №2: США делают ставку на экономическое ослабление и внутреннюю социальную дестабилизацию Ирана. В то время, как «ядерная программа» лишь благовидный предлог.
Но и с этим выводом не всё столь однозначно.

3. Допустим, после введения новых санкций экономика Ирана ослабнет настолько, что произойдёт социальный взрыв и революция, на волне которой к власти придут прозападные силы.
Если в Тегеране прозападным силам удастся прийти к власти – проблемы энергобезопасности Европы будут решены. Равно как и США смогут запустить свои энергопотоки в обход России и Китая. Т.е. нефти и газа хватит для всех: и для «Набукко», и для «Белого потока», и для уже подзабытого трансиндийского газопровода.
Однако, стоп! С энергоресурсами понятно – что изменится в ядерной программе?  
Ядерный цикл уже давно запущен, обогащение урана ведётся, Иран в шаге от атомной бомбы.
Какая разница, кто станет обладателем ядерной «дубинки»: правящий «режим мулл» или же его демократические оппоненты?
Может, иранские демократы откажутся от ядерного оружия?
Конечно же, нет. Причём демократы, вероятно, тоже будут пользоваться ядерным статусом Ирана. Разве что, не будут явно посылать угрозы в адрес Израиля и Запада.
Более того, имея ядерное оружие, Иран будет более независимым и не сговорчивым. А уровень напряжённости и конфликтности на Востоке неизбежно повысится. И первые, кто это ощутит на себе, окажутся ближайшие соседи Ирана – ЦентрАзия и Кавказ.
На восточном направлении. Прежде всего, актуализируется замороженный конфликт о статусе Каспия. Во-вторых, конфликты с белуджами на границе с Пакистаном. В-третьих, амбиции по сколачиванию арийского блока вместе с Афганом и Таджикистаном. Ко всему, прозападный Иран остановит своё продвижение в ШОС
На западном направлении.  Во-первых, конфликт между иранскими шиитами и саудовскими суннитами. Во-вторых, конфликт за влияние на Кавказе с евразийской Турцией, а также «курдский вопрос». В-третьих, вряд ли Израиль уступит иранцам региональное лидерство на Ближнем Востоке.
С одной стороны, демократический Иран, вероятно, впишется в прозападный Шёлковый путь. Но, с другой стороны, как говорится, аппетит приходит во время еды. И в какой-то момент иранцы захотят большего – упрочения регионального лидерства. «Почему турки – в центре евразийской геополитики. Чем мы хуже?», - будут вопрошать амбициозные персы. 
Таким образом, вывод №3: ядерный Иран одинаково опасен окружающему миру независимо от того, кто составляют его правящую силу: консерваторы или демократы.

Итак, что уже следует из вышеизложенного:
а) новые санкции не остановят ядерную программу;
б) смена режима в Тегеране не ослабит угрозу Ирана.  
Что же тогда делать?

Во-первых, смена режима в Тегеране в результате революции – это нереальный сценарий. Мы с самого начала рассмотрели её как один из вариантов развития событий.
Во-вторых, США, судя по всему, всё это уже просчитали и не питают каких-либо иллюзий в отношении Ирана.
В-третьих, США важен не Иран, а интересы. Нефть, газ и труба, находящаяся под надёжной защитой. Всё остальное – не принципиально. 
В-четвёртых, США призывают к новым санкциям только в публичной политике. Но есть и непубличная сторона: американцы продолжают наращивать военное присутствие вокруг Ирана. А теперь могут даже выйти на территорию Постсоветья. Для начала на территорию непризнанной Нахичевани. По поводу чего активно ведутся дискуссии с Азербайджаном.
В-пятых, разблокировав армяно-турецкие отношения, США получили возможность выстроить альтернативный транзит военных и невоенных грузов в Афганистан, в обход границ России. К этому следует добавить восстановление прямого ж\д сообщения между Турцией и иракским Курдистаном.

Зачем США укрепляют свои позиции на Южном Кавказе?
Прежде всего, в защиту своих стратегических интересов. Как мы уже отмечали, в тех местах проходят энерготрубы альтернативного Шёлкового пути.
Ну, и, во-вторых, не только сдерживание недружественного по отношению к Западу «режима мулл», но и ядерного Ирана вообще.
Но есть и ещё один нюанс. Если США вторгнутся на территорию Постсоветья, это угрожает существенно изменить сложившийся баланс сил и будет способствовать вытеснению России с Кавказа.
Причём речь не только о Нахичевани. Американцы также стремятся защитить трубы, проходящие через грузинские Квемо-Картли и Джавакх.
Т.е. американцы не доверяют дружественной им Грузии? Нет, говорить о недоверии оснований нет. Проблема не в доверии. Проблема в том, что США хотят надёжно защитить свои интереса. Ну, а надёжная защита в условиях глобализации – это та, которая обеспечена коллективной системой безопасности.
Расширение НАТО на территорию Постсоветья провалилось. Прежде всего, в силу непримиримой позиции России. Американцы не стали идти на конфликт с Россией и включили Грузию в «перезагрузку».
Попытка поставить на Постсоветье системы ПРО – также не была реализована на практике.
Значит, для американцев остаётся одно: попытаться ввести свои вооружения в регион по факту. Это, в свою очередь, возможно в случае масштабного вооружённого конфликта, который охватит все страны Кавказа.
Собственно говоря, Вашингтону вовсе не обязательно отправлять своих «коммандос» в кавказские «горячие точки». Ситуация там не настолько сложна, чтоб делать столь крайний шаг. Но на Кавказе США действуют через Турцию, тюркскую связку Анкара-Баку. 

Российская контригра
Конечно же, Россия просчитывает эти стратегии. И, конечно же, Москва понимает, что в случае продвижения американцев вглубь Грузии, нынешний абхазский и южноосетинский плацдармы уже утратят свою роль. Поэтому необходимо выдвинуться американцам навстречу.
В предыдущих материалах мы уже сообщали о перспективе готовящегося конфликта на Южном Кавказе. И Москва, действительно, сейчас готовится вторгнуться в Западную Грузию. Как это прогнозирует Нацразведка США.
Правда, в таких прогнозах американских разведчиков больше лукавства, чем реальной угрозы. Они пытаются изобразить в качестве агрессора Россию. В то время, как политика России, наоборот, вторична.
В действительности, ситуация обстоит гораздо сложнее, чем говорит об этом Запад. Ибо не Россия агрессор, а США. Не Россия жаждет расколоть Грузию, а американцы ищут поводов вторгнуться на территорию Постсоветья.
Что касается Грузии ей суждено стать главной жертвой российско-американского противостояния на Кавказе.   

Однако, вернёмся к Ирану.

Если американцы хотят нападать на Иран – это выгодно сделать сейчас, пока иранцы ещё не создали атомную бомбу.
Хотя, по большому счёту, момент уже упущен. Напасть на Иран американцы могли ещё 2-3 года назад. Возможно, пришлось бы дольше повозиться, чем с Ираком. Но результат бы остался тот же: режим мулл был бы свергнут.
Другой вопрос: в случае атаки США иранцы ответили б ракетным ударом по Тель-Авиву. Израильтяне как своего рода заложник американо-иранского противостояния. Скорее всего, пострадали б и другие интересы США на Ближнем Востоке. Плюс в Ираке пришлось бы начинать «стабусилия» сначала.
Т.е. военный сценарий, решив тактическую задачу, породил бы массу других важных проблем.
Да, и потом: американцы – это народ юристов и бизнесменов. Они хороши когда сражаются в судах и занимаются бизнесом. Но выстраивать стратегии на военной силе – это не их конёк.
Американцы предпочитают избегать прямых столкновений. Их стратегия – воевать чужими штыками, стравливая и сталкивая непримиримых противников между собой. Можно, конечно, попробовать напасть на Иран самостоятельно. Но американцам выгоднее, чтобы это сделал кто-то другой. Например, пусть белуджи или курды конфликтуют с Ираном. В то время, как американцы предпочтут предложить помощь обоим.
В общем, мы считаем маловероятным сценарий прямого военного сценария США-Иран.
В таком случае, к чему вся эта нынешняя суета вокруг Ирана? 

По всей димости, США, прекрасно понимая, с каким Ираном им придётся им в будущем, уже сейчас начали выстраивать стратегию сдерживания.
Новые санкции, ослабляющие экономику Ирана, а также военное присутствие по периметру иранских границ – составные элементы этой стратегии.  
Причём это не только стратегия сдерживания сама по себе, но защита прозападного "Шёлкового пути".

P
.S. Израильтяне озаботились перспективой поставки российских систем С-300 в Иран. Вот только не понятно: как оборонительная по сути система ПВО Ирана может «угрожать» кому-либо, в том числе Израиля? Может, не только Иран хочет напасть на Израиль, но и наоборот?  

P. P.S. На примере Грузии мы видим, к каким последствиям может привести неправильная оценка угроз нацбезопасности. В то время, как Тбилиси готовится к агрессии со стороны России – реальная угроза суверенитету и территориальной целостности нависает с тыла.
Причём главная угроза Тбилиси исходит как от «врага»-России, так и от «друга»-США.
Как гласит старое геополитическое правило: в геополитике нет друзей и врагов.
Кстати, некоторые украинские стратеги  тоже совершают подобную ошибку. Постоянно пытаются защищаться от угроз России и не заметили как оголили свои тылы перед Западом.


Tags: Иран
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments