?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Тибетские особенности

27-29 июля с.г. Польшу посетил Далай-лама XIV 
(Правда, в Киеве почему-то говорят, что духовный лидер буддистов гостил у поляков целую неделю. Но тема об «информированности» Киева в событиях международной жизни – отдельный вопрос. Наверное, украинцы более «осведомлены» о событиях в Европе, чем европейцы. Хотя у нас есть основания не доверять подобным киевским домыслам).  
…Итак, за 2 дня своего польского визита Далай-лама стал почётным гражданином Варшавы, а также выступил с лекцией перед столичными студентами. Судя по всему, это именно та лекция, которой так не «хватало» как Далай-ламе, так и молодым польским студентам.   
Отметим, это уже не первый визит Далай-ламы в Польшу. Сложно сказать, чем обусловлена частота таких поездок. Либо подляки воспылали интересом к буддизму, либо, действительно, на фоне падения популярности местных политиков Далай-лама стал тем самым заветным лидером, соответствующим основным чаяниям подляков, а, может, вообще сказывается банальная тяга ко всякой экзотике. Но, скорее всего, популярность Польши обусловлена тем, что у Далай-ламы просто нет выбора. Большинство стран мира, дабы не ссориться с Бейцзином, не рискуют приглашать на свою территорию духовного лидера буддистов. В то время, как подлякам на это начхать: им ссориться со всеми не привыкать. Особенно, с ближайшими соседями (немцами и русскими). Даже если теперь к ссорящимся добавится КНР – одним больше, одним меньше – полякам уже без разницы.   
Таким образом, за время своих польских визитов Далай-лама уже успел стать почётным горожанином Варшавы и Познани  (хотя, как мы знаем, Познань – это исторический немецкий город), а также даже почётным доктором самого престижного в Польше Ягеллонского университета. Т.е. как минимум одна польза от этого есть: если теперь Далай-ламу «попросят» из Дхармасалы – ему будет где пустить корни.  
В принципе, внутреннее дело любого суверенного государства приглашать к себе Далай-ламу. Но при этом не менее важно: а) помнить о неизбежных проблемах в развитии отношений с официальным Бейцзином, и б) нужно учитывать пользу от такого визита.
Однако, судя по всему, поляки довольно слабо разбираются в некоторых принципиально важных тибетских особенностях. В частности, поляки видят в Далай-ламе не только духовного лидера буддистов, но и «лидера национально-освободительного движения». Но мы надеемся, что хоть их ближайшие соседи сделают для себя положительные выводы.
Ниже мы прилагаем основные тибетские особенности, выявленные на основе анализа истории Тибета.
Игнорирование этих особенностей может свидетельствовать либо о слабом знании истории Тибета и буддизма вообще и, как следствие, ангажированности, либо же имеет место банальная антикитайская направленность.
 


№1. Буддизм не является коренной религией Тибета.
Ибо в добуддистские времена в Тибете верили в Небо, Космос, духов и т.д. А основными («коренными») религиями Тибета были, как известно, бон и шаманизм.
С учётом этой важной особенности автоматически отпадают большинство «обвинений» в адрес официального Бейцзина по поводу «ограничения религиозной свободы в Тибете».
Мы являемся противниками всякого ограничения свободы. И, в частности, ограничения свободы вероисповедания, в коем огромную роль сыграли коммунистические режимы всех стран и народов.  
Вместе с тем, не следует забывать, что буддизм в Тибет был привнесён извне. Причём был привнесён насильственным путём. И это насилие исходило отнюдь не от китайцев. Кстати, ещё большой вопрос: где насилия было больше – в период многовекового насаждения буддизма, либо же в период нынешней «красной династии»?
В этой связи, коль мы говорим о проблеме «сохранения Тибета», то гораздо важнее заниматься возрождением традиционных тибетских религий и верований.
Потому что исторический Тибет к буддизму имеет отношение только по факту и поневоле.

№2.  Буддизм для Тибета стал основным инструментам экспансии со стороны соседней Индии. Этот процесс начался в 10-11в.в. н.э. А до этого времени тибетцы к буддизму вообще никакого отношения не имели.
Для сравнения: буддистская экспансия в Тибет, сродни католическому прозелитизму на православные земли.  И называть Тибет буддистским – это всё равно, что западно-украинские земли называть «зоной» католического христианства.
Кстати, в конечном итоге, эта буддистская экспансия не достигла всех целей. В чистом виде буддизм не прирос в тибетской почве, дав начало новому течению – тибетскому буддизму. Точно так же, как на западно-украинских землях не укоренилось в чистом виде католичество, мутировав в греко-католичество.

№3. Независимого Тибетского государства в истории никогда не существовало.
Отсюда следует вывод о некорректности термина «оккупация». Ибо формально-юридически, с точки зрения международного права, оккупировать можно только земли суверенного государства, либо этнические земли проживания национально-освободительных движений. Тибетцы не подпадают ни под один из этих критериев.  
Тибет всегда исторически рассматривался, прежде всего, как географическая местность («крыша Земли», наиболее приближенная к космосу), а также как территория проживания тибетского этноса, распространения тибетской культуры.
Таким образом, корректно и грамотно говорить о Тибете как средоточии независимой, самодостаточной тибетской культуры, но никак не о «независимом» государстве.

№4. Далай-лама является духовным лидером буддистов. Но ни в коем случае он не является светским лидером.
И, кстати, в Бейцзине это духовное лидерство Далай-ламы признают.
Другое дело, когда в окружении Далай-ламы начинают раздаваться призывы к «независимому Тибетскому государству».
Какое отношение эти призывы имеют к буддистской религии?

№5. Сейчас определённые силы говорят об «оккупации» большей части тибетских земель. Но в таком случае, справедливости ради, нужно признать и «оккупацию» Индией другой части тибетских земель.
Тем более, что Индия ещё в меньшей степени имеет отношение к Тибету, чем Китай.
Более того, исторически тибетцы с китайцами всегда мирно уживались. В то время, как из Индии в отношении к ним применялась насильственная политика. Выше мы уже говорили об этом, отмечая насильственный характер распространения буддизма в Тибете.  

№6. Тибетцы мирно уживаются с китайцами со времён золотой династии Тан (12-13в.в.).
На тот момент, когда столицей Тан был Чаньань (Сиань), китайцы и тибетцы были соседями.
Что поссорило впоследствии два великих народа? Прежде всего, буддизм. И для китайцев, и для тибетцев он одинаково чужд. Соответственно, попытки насильственного насаждения буддизма постоянно встречали сопротивление со стороны местного населения.   

№7. Движение за «независимый (или свободный) Тибет» является неотъемлемой частью стратегии Англии по укреплению своего влияния в Индии и Индостане.
Согласно английским стратегиям, Тибет рассматривался как «буферная зона», которая должна отделить Индию от влияния Китая.
Другая подобная зона – АфПак, призвана отделить Индию от влияния России.
Естественно, в английских стратегиях речь идёт о Большом Тибете, включающего территории Тибетского автономного региона, некоторых уездов Сычуани и Юньнани, а также Непала, Бутана и княжества Сикким.
Кстати, в этой связи не удивительным является тот факт, что штаб-квартира организации «Свободный Тибет» находится именно в Лондоне. А корни тибеткого национально-освободительного движения находятся ни в китайском Тибете, и ни даже в индийской Дхармасале, а в Европе (в Британии, Франции и частично Германии).

№8. Анализируя современные тибетские реалии в КНР, нельзя не признать существенный социально-экономический прогресс за последние полвека.
Факт тот, что ещё до 1949 года в Тибете имел место феодально-крепостнический уклад. В то время, как сегодня тибетцы, с материальной точки зрения, имеют гораздо больше свободы (имеют право на оплачиваемый труд, образование, медобслуживание и т.д.), а также имеют возможность наслаждаться такими простейшими благами цивилизации как ТВ, радио, Интернет, книги и т.д.
Безусловно, в условиях нынешней официальной политики атеизма есть проблемы с религиозной деятельностью. Но в данном случае мы говорим о материальных правах.    

№9. По поводу ограничения религиозной свободы в КНР.
Официально КНР по-прежнему является атеистическим государством.
Но фактически религиозный пресс к настоящему времени значительно снижен. Хотя мы не отрицаем: проблема по-прежнему существует.
Для сравнения: ситуация в сфере религий в КНР сродни временам брежневского застоя в Советском Союзе. Т.е., при официально продолжающемся атеизме, населению КНР уже не запрещается посещать культовые сооружения, исповедывать религии и т.д.
Правда, точно также как в СССР в брежневского застоя большинство населения слабо разбираются в вопросах религии. Что не удивительно: в условиях официального атеизма просто некому заниматься массовым просвещением. Кроме того, как и в брежневский застой, в современной КНР большинство населения по-прежнему стесняются публично проявлять свои религиозные чувства. Что, в свою очередь, можно пояснить следствием инерции предыдущих десятилетий правления КПК. В том числе, периодом «культурной революции».
Однако, следует отметить: в современной КНР есть возможности для исповедания всех мировых религий. В частности, есть и православные, и католические храмы, а также мечети и синагоги. Кроме того, верующие разных конфессий имеют возможности посещать свои культовые храмы.
Другой вопрос, что с учётом многочисленного китайского населения численность иноверующих кажется незначительной.
Особенно, в свете того, что на сегодня доминирующая национальность Китая – ханьцы, естественно, не исповедает ни христианство, ни мусульманство, ни буддизм. И не посещают соответствующие культовые сооружения.
Вместе с тем, весьма ошибочно было бы полагать, что у ханьцев нет религии. Прежде всего, потому, что в мире нет и не может быть народа, лишённого религии. Как только народ утрачивает веру и, в частности, религию, он автоматически превращается в послужное быдловатое население.
Таким образом, китайцы (в частности, ханьцы) – не атеисты, у них тоже есть свои религии и верования, которые для большинства европейцев, в силу разных различий, непонятны. (но это в данном случае не важно).  
О том, во что верят китайцы – это тема для отдельной статьи. Но уж точно не является китайской религией буддизм.

№10. Термин «нацменьшинства» применительно к Китаю является некорректным.
В Китае нет ни титульной нации, ни нацменьшинств. Принцип построения Китайского государства такой же, как, например, у России или Германии.
Китай (как и Россия, Германия) – это Империя, которая, кстати, имеет самую долгую историю из всех существующих в мире империй.
Китай устроен по принципу «общего дома» для всех национальностей. В России, например, проживает свыше 80-ти национальностей. А в Китае – 56 народностей.
Следует также отметить, что для каждой династии свойственно доминирование какой-либо отдельной народности. Например, в период династии Цин около трёх веков властвовали маньчжуры, а сейчас в период «красной династии» доминируют ханьцы. Точно также как в России основным, государствообразующим народом являются русские.
Соответственно, как только закончится период «красной династии» (а мы на сей счёт уже делали прогнозы) - закончится доминирование ханьцев.
Таким образом, в тезисах о «нацменьшинствах» (Китая и соответственно, нарушениях их прав) гораздо больше незнания китайских реалий, чем здравого смысла.

Profile

igor_tiger
Азиатские тигры

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner